Телефон: 8(962) 7600-119

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ТРАДИЦИОННОЙ И СОКРАЩЁННОЙ ФОРМАХ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНАМ КАФЕДРЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ФАРМАКОЛОГИИ И ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

УДК 378.147

 

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ТРАДИЦИОННОЙ И СОКРАЩЁННОЙ ФОРМАХ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНАМ КАФЕДРЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ФАРМАКОЛОГИИ И ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

 

А.Х. Абушахманова, доктор медицинских наук,

профессор кафедры клинической фармакологии и доказательной медицины

НАО Карагандинский Медицинский Университет

(100000, Казахстан, г. Караганда, ул. Гоголя, 40)

E-mail: Abushahmanova@qmu.kz

 

Н.К. Дюсембаева, доктор медицинских наук,

ассоц. профессор кафедры клинической фармакологии и доказательной медицины

НАО Карагандинский Медицинский Университет

(100000, Казахстан, г. Караганда, ул. Гоголя, 40)

E-mail: Dusembaeva@qmu.kz

 

Ж.В. Сыздикова, ассистент профессора кафедры клинической фармакологии и доказательной медицины

НАО Карагандинский Медицинский Университет

(100000, Казахстан, г. Караганда, ул. Гоголя, 40)

E-mail: MyasnikovaZ@qmu.kz

 

Н.А. Симохина, магистр медицины, ассистент профессора кафедры клинической фармакологии и доказательной медицины

НАО Карагандинский Медицинский Университет

(100000, Казахстан, г. Караганда, ул. Гоголя, 40)

E-mail: Simohina@qmu.kz

 

Ж.А. Райымбекова, преподаватель-стажер кафедры клинической фармакологии и доказательной медицины

НАО Карагандинский Медицинский Университет

(100000, Казахстан, г. Караганда, ул. Гоголя, 40)

E-mail: RayymbekovaZ@qmu.kz

 

Т.К. Сагадатова, ассистент профессора кафедры клинической фармакологии и доказательной медицины

НАО Карагандинский Медицинский Университет

(100000, Казахстан, г. Караганда, ул. Гоголя, 40)

E-mail: sagadatova@qmu.kz

 

О.Ж. Сабекова, ассистент профессора кафедры клинической фармакологии и доказательной медицины

НАО Карагандинский Медицинский Университет

(100000, Казахстан, г. Караганда, ул. Гоголя, 40)

E-mail: Sabekova@qmu.kz

 

Аннотация. В настоящее время в системе медицинского образования расширяется практика реализации образовательных программ с сокращённым сроком обучения. Данная статья посвящена оценке результатов такой подготовки в сравнении с традиционной моделью. Объектом исследования стали студенты образовательных программ «Медицина», «Стоматология» и «Фармация», проходившие обучение на кафедре клинической фармакологии и доказательной медицины НАО КМУ. В сравнительный анализ была включена академичесая успеваемость по дисциплинам «Основы доказательной медицины», «Основы научного мышления и доказательной медицины» и «Фармакотерапия с основами доказательной медицины». По большинству оценочных показателей студенты, проходящие обучение по сокращённой форме, продемонстрировали сопоставимые или более высокие результаты, что, вероятно, связано с наличием практического опыта и предварительной подготовки. Эти данные подтверждают потенциал сокращённого обучения как эффективного формата, при соблюдении установленных требований к качеству подготовки специалистов.

Ключевые слова: медицина, стоматология, фармация, фармакотерапия, доказательная медицина, эффективность, медицинское образование.

 

Актуальность. Повышение эффективности медицинской помощи напрямую связано с уровнем подготовки медицинских кадров, что делает развитие системы медицинского образования стратегически важным направлением в здравоохранении [1-6, 8-11]. На сегодняшний день всё большее значение приобретает непрерывное медицинское образование (НМО) как форма постоянного профессионального развития, обеспечивающая актуализацию знаний и расширение компетенций на протяжении всей трудовой деятельности специалиста. Ключевыми характеристиками НМО являются его системность, адаптивность к быстро меняющимся условиям клинической практики, а также широкое внедрение цифровых и симуляционных технологий [12-21].

Наряду с последипломной подготовкой важным элементом концепции непрерывного образования является возможность получения высшего образования на основе среднего профессионального, что позволяет формировать сквозные образовательные траектории и расширять доступ к квалифицированному образованию для специалистов с базовой подготовкой. В соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан [7], для лиц, имеющих диплом о техническом и профессиональном или послесреднем образовании, высшие учебные заведения разрабатывают и реализуют образовательные программы, предусматривающие сокращённые сроки обучения.

Сокращённая форма обучения направлена на интеграцию уже имеющихся знаний и навыков с требованиями высшего профессионального образования. Однако в условиях высокой академической нагрузки и ограниченного времени подготовки остаётся актуальным вопрос об эквивалентности образовательных результатов по сравнению с традиционной моделью. На практике это требует научной оценки качества подготовки студентов, обучающихся по различным формам, с учётом показателей текущей и итоговой успеваемости.

Настоящее исследование направлено на сравнительный анализ академических результатов студентов медицинских специальностей, обучающихся по сокращённой и традиционной формам, с целью определения эффективности реализации укороченных образовательных программ в условиях медицинского вуза.

Целью данной работы являлось проведение сравнительного анализа академической успеваемости студентов, обучающихся по сокращенной и традиционной формам обучения в рамках образовательным программ «Медицина», «Стоматология», «Фармация».

Материалы и методы: На кафедре клинической фармакологии и доказательной медицины проведено ретроспективное сравнительное исследование, направленное на оценку академической успеваемости обучающихся по сокращенной и традиционной формам образовательных программ «Медицина», «Стоматология», «Фармация». Анализ производился по следующим показателям: рейтинг допуска к экзамену, итоговая экзаменационная оценка и средний балл по дисциплинам «Основы доказательной медицины» и «Основы научного мышления и доказательной медицины». Для количественной обработки использовались методы описательной статистики (средние значения, проценты).

Результаты и обсуждение: Дисциплина «Основы доказательной медицины» не входит в учебную программу медицинских колледжей, поэтому студенты, обучающиеся по сокращенной форме обучения в НАО КМУ, на первом курсе изучают ее впервые (студенты, обучающиеся по традиционной форме, изучают данную дисциплину на втором курсе).

Анализ академической успеваемости студентов по дисциплине «Основы доказательной медицины» показал, что студенты, обучающиеся по сокращённой форме (1 курс), продемонстрировали высокий уровень подготовки: средний балл составил 81,9 при 100% успеваемости. В разрезе языков обучения различия были минимальны: 81,4 у студентов с казахским языком обучения и 82,3 у русскоязычных студентов.

 

Таблица 1

Результаты по дисциплине: «Основы доказательной медицины»

у студентов обучающихся по специальности «Медицина» (сокращ. форма)

2023-2024 учебный год

Количество студентов

Рейтинг допуска

Оценка за экзамен

Средний балл

1 курс (сокращ.)

        48

       80,0

       84,0

       81,9

Каз.язык обуч.

        18

       79,5

       83,3

       81,4

Русс.язык обуч

        30

       81,2

       83,4

       82,3

 

Для сравнения были проанализированы результаты студентов традиционной формы обучения (2 курс) за предыдущий учебный год. Их средний балл составил 78,4, с несколько более низкими значениями в казахоязычных группах (77,9) по сравнению с русскоязычными (82,5) (таблица 2). Таким образом, при равной успеваемости, наблюдается тенденция к более высоким баллам у студентов сокращённой формы, особенно в казахоязычных группах.

 

Таблица 2

Результаты по дисциплине: «Основы доказательной медицины» у студентов,

обучающихся по специальности «Медицина» (традиц.форма)

2023-2024 учебный год

Количество студентов

Рейтинг допуска

Оценка за экзамен

Средний балл

2 курс (традиц.)

        46

      77,5

       79,3

       78,4

Каз.язык обуч.

        20

      70,0

       74,0

       77,9

Русс.язык обуч

        26

      81,4

       83,6

       82,5

     

Таким образом, общие результаты итогового контроля на кафедре клинической фармакологии и доказательной медицины 2023-2024 учебного года показали  хороший  уровень знаний по дисциплине «Основы доказательной медицины» у большинства студентов 1 курса специальности «Медицина» сокращенной формы обучения и они оказались несколько выше по сравнению с показателями  студентов, обучающихся данной специальности по традиционной форме.

Анализ результатов по дисциплине: «Основы научного мышления и доказательной медицины» у студентов, обучающихся специальности «Стоматология» по сокращенной и традиционной формам, показал следующие особенности.

По итогам летней  экзаменационной сессии 2022-2023 учебного года экзамен по дисциплине «Основы научного мышления и доказательной медицины» по направлению «Стоматология» сдавали 58 студентов 1 курса специальности «Стоматология» сокращенной формы обучения, из них 22 студента с казахским языком обучения и 36 студентов  русскоязычного отделения (таблица 3). Средний балл в группах с казахским языком обучения составил 82,9 успеваемость – 100%. Средний балл в группах с русским языком обучения составил 83,1 успеваемость – 100%. Общий балл в 2022-2023 учебном году составил в среднем – 83,0 успеваемость – 100%.

 

Таблица 3

Результаты по дисциплине: «Основы научного мышления и доказательной медицины» у студентов, обучающихся по специальности «Стоматология» (сокращенная форма)

2023-2024 учебный год

Количество студентов

   Рейтинг допуска

Оценка за экзамен

Средний балл

1 курс (сокращ.)

        58

       81,9

      84,3

       83,0

Каз.язык обуч.

        22

       82,5

      83,4

       82,9

Русс.язык обуч

        36

       81,3

      85,3

       83,1

 

По итогам осенней  экзаменационной сессии 2022-2023 учебного года экзамен по дисциплине «Основы научного мышления и доказательной медицины» по направлению «Стоматология» сдавали  106 студентов  2 курса специальности «Стоматология» традиционной формы обучения, из них 66 студентов русского отделения,  40 студентов казахского отделения (таблица 4). Средний балл в группах с русским языком обучения составил 81,9, успеваемость – 100%. Средний балл в группах с казахским языком обучения – 82,7  успеваемость – 100%. Общий балл в 2022-2023 учебном году составил в среднем – 82,3 успеваемость – 100%.

 

Таблица 4

Результаты по дисциплине: «Основы научного мышления и доказательной медицины» у студентов, обучающихся по специальности «Стоматология» (традиционная форма)

2023-2024 учебный год

   Количество студентов

Рейтинг допуска

Оценка за экзамен

Средний балл

2 курс  (традиц.)

               106

      81,6

     82,9 

      82,3

Каз.язык обуч.

                40

      81,8

     83,6

      82,7

Русс.язык обуч

                66

      81,5

     82,3

      81,9

 

Общие результаты итогового контроля на кафедре клинической фармакологии и доказательной медицины 2022-2023 учебного года показали  хороший  уровень знаний по дисциплине «Основы научного мышления и доказательной медицины» у студентов 1 курса специальности «Стоматология» сокращенной формы обучения и они оказались несколько выше по сравнению с показателями  студентов, обучающихся данной специальности по традиционной форме.

Сокращенную форму обучения по образовательной программе «Фармация» проходят студенты, окончившие медицинский колледж, а также ранее обучавшиеся в НАО КМУ и дипломированные по специальности «Технология фармацевтического производства». Сравнительная оценка результатов обучения по дисциплине: «Фармакотерапия с основами доказательной медицины» у студентов сокращенной и традиционной форм обучения данного направления, показала следующие особенности.

По итогам летней экзаменационной сессии экзамен по дисциплине «Фармакотерапия с основами доказательной медицины» сдавали 15 студентов, обучающихся по сокращенной форме, из них 6 студентов – на казахском языке и 9 студентов – на русском языке (таблица 5). Общий средний балл составил 87,5, успеваемость 100%; в группе с казахским языком обучения средний балл – 86,6, успеваемость 100%; в русскоязычной группе средний балл 88,9, успеваемость 100%.

 

Таблица 5

Результаты по дисциплине: «Фармакотерапия с основами доказательной медицины» у студентов, обучающихся по специальности «Фармация» (сокращенная форма)

2023-2024 уч.год

   Количество студентов

   Рейтинг допуска

Оценка за экзамен

Средний балл

1 курс (сокращ.)

                   15

     88,1 

       87,4

       87,5

Каз.язык обуч.

                   6

     87,2 

       86,0

       86,6

Русс.язык обуч

                   9

     89,0 

       88,8

       88,9

 

По итогам зимней экзаменационной сессии экзамен по дисциплине «Фармакотерапия с основами доказательной медицины» сдавали 16 студентов, обучающихся по традиционной форме, из них 9 студентов – на казахском языке и 7 студентов – на русском языке (таблица 6). Общий средний балл составил 86,0, успеваемость 100%; в группе с казахским языком обучения средний балл – 86,5, успеваемость 100%; в русскоязычной группе средний балл 87,6, успеваемость 100%.

 

Таблица 6

Результаты по дисциплине: «Фармакотерапия с основами доказательной медицины» у студентов, обучающихся по специальности «Фармация» (традиционная форма)

2023-2024 уч.год

  Количество студентов

Рейтинг допуска

Оценка за экзамен

Средний балл

4 курс (традиц.)

                  16

       85,9

       86,1   

      86,0   

Каз.язык обуч.

                   9

       85,7

       87,3

      86,5

Русс.язык обуч

                   7

       86,1

       88,2

      87,6

 

Заключение и выводы: Сравнительное исследование качества обучения по сокращенной  и  традиционной формам обучения по образовательным программам Медицина, Стоматология, Фармация показало, что результаты обучения несколько выше у студентов, имеющих среднее профессиональное медицинское образование, так как у студентов с дипломом колледжа главным преимуществом является то, что они обладают базовыми медицинскими знаниями и навыками, психологически подготовлены как к теоретической, так и практической программе обучения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеенко, С.Н., Редько, А.Н., Косенко, В.Г. и др. О подготовке и переподготовке врачебных кадров на кафедре психиатрии № 2 Кубанского государственного медицинского университета и факультативных занятиях на базе учреждений медико-социальной психиатрической экспертизы // Психиатрия и наркология: клинико-диагностические, лечебно-реабилитационные и медико-социальные вопросы: сб. тр. XIII Всерос. науч.-практ. конф., Краснодар, 18 марта 2025 г. – Краснодар: КубГМУ, 2025. – С. 8-15. – EDN CSILBM.

2. Астратова, Г.В., Симченко, Н.А., Измайлов, А.М. Современные тенденции подготовки кадров для сферы здравоохранения в Союзном государстве России и Беларуси // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2025. – Т. 33, № 2. – С. 295-300. – DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2025-33-2-295-300.

3. Ашурова, Р.Д. Процесс формирования профессиональной компетентности студентов // Материалы научно-практической конференции, посвященной 75-летию Владивостокского базового медицинского колледжа. – Владивосток, 2000. – С. 81-83.

4. Варшавский, Б.В., Воробьева, Б.В., Иванова, Т.А. О подготовке клиницистов // Высшее образование в России. – 2000. – № 4. – С. 36-38.

5. Григорьева, А.П. Усовершенствование учебных планов в медицинском вузе с учетом цифровой образовательной среды // Педагогический профессионализм в цифровом образовательном пространстве: сб. науч. тр. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 90-летию ФГБОУ ВО «НГПУ», Новосибирск, 19-20 дек. 2024 г. – Новосибирск: Новосибирский гос. пед. ун-т, 2025. – С. 61-65. – EDN PDZMUE.

6. Жбанников, П.С., Горохов, В.И. Современные подходы к непрерывному профессиональному образованию специалистов в медицинском вузе // Высшее образование в России. – 2019. – Т. 28, № 8-9. – С. 149-157.

7. Закон Республики Казахстан «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 11.01.2025 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30118747 (дата обращения: 05.06.2025).

8. Матвиенко, В.В. Проблемы высшего медицинского образования // Доклады Академии военных наук. – Саратов, 2001. – № 7. – С. 15-19.

9. Сухорук, А.А. Влияние непрерывного медицинского образования на качество и эффективность деятельности медицинских работников // Актуальные вопросы инфекционной патологии Юга России: материалы XVII науч.-практ. конф., Краснодар, 16-17 мая 2024 г. – Краснодар: Новация, 2024. – С. 97-99. – EDN LUXGMO.

10. Фомина, Т.К. К вопросу о формировании профессионального самоопределения личности студента медвуза // Вестник ВМА. – Волгоград, 2000. – С. 243-244.

11. Черкасская, Т.С., Луцевич, И.Н., Фомичева, В.Е. Среднее профессиональное образование в университетском комплексе: пути повышения качества подготовки кадров для системы Роспотребнадзора // Материалы V Международной конференции, посвященной Всемирному дню качества: доклады участников конф., Саратов, 13 ноября 2024 г. – Саратов: Изд. центр СГМУ, 2024. – С. 272-276. – EDN KDZPJX.

12. Abaklor, R.A., Brooks, W.B., Warfield, M.E., O’Shea, K. A survey of primary care physicians’ perceptions and needs regarding the precepting of medical students in their offices // Medical Education. – 2001. – Vol. 35, № 8. – Pp. 789-795.

13. Abrahamson, S. Doctors to be // Lancet. – 2000. – № 8826. – P. 1023.

14. Bligh, J. More medical students for England // Medical Education. – 2001. – Vol. 35, № 8. – Pp. 712-713.

15. Dangerfield, P. Medical student debt in the United Kingdom // Medical Education. – 2001. – Vol. 35, № 7. – Pp. 619-621.

16. Fontaine, S., Wilkinson, T.J. Should medical student assessment be by standards or by rank? // New Zealand Medical Journal. – 2001. – Vol. 114, № 1135. – Pp. 314-315.

17. Giordani, B., Edwards, A.S., Segal, S.S., Gilium, L.H. Effectiveness of a formal post-baccalaureate pre-medicine program for underrepresented minority students // Academic Medicine. – 2001. – Vol. 76, № 8. – Pp. 844-848.

18. Gordon Rouse, K.A. Resilient students’ goals and motivation // Journal of Adolescence. – 2001. – Vol. 24, № 4. – Pp. 461-472.

19. Hampshire, A.J., Avery, A.J. What can students learn from studying medicine in literature? // Medical Education. – 2001. – Vol. 35, № 7. – Pp. 687-690.

20. Horsburgh, M., Lamdin, R., Williamson, E. Multiprofessional learning: the attitudes of medical, nursing and pharmacy students to shared learning // Medical Education. – 2001. – Vol. 35, № 9. – Pp. 876-883.

21. Howe, A. Patient-centred medicine through student-centred teaching: a student perspective on the key impacts of community-based learning in undergraduate medical education // Medical Education. – 2001. – Vol. 35, № 7. – Pp. 666-672.

 

REFERENCES

1. Alekseenko S.N., Red'ko A.N., Kosenko V.G. i dr. O podgotovke i perepodgotovke vrachebnyh kadrov na kafedre psihiatrii № 2 Kubanskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta i fakul'tativnyh zanyatiyah na baze uchrezhdenij mediko-social'noj psihiatricheskoj ekspertizy [On the training and retraining of medical personnel at the Department of Psychiatry No. 2 of the Kuban State Medical University and elective classes on the basis of medical and social psychiatric examination institutions]. Psihiatriya i narkologiya: kliniko-diagnosticheskie, lechebno-reabilitacionnye i mediko-social'nye voprosy: sb. tr. XIII Vseros. nauch.-prakt. konf., Krasnodar, 18 marta 2025 g. Krasnodar: KubGMU, 2025. pp. 8-15. – EDN CSILBM.

2. Astratova G.V., Simchenko N.A., Izmajlov A.M. Sovremennye tendencii podgotovki kadrov dlya sfery zdravoohraneniya v Soyuznom gosudarstve Rossii i Belarusi [Current trends in training personnel for the healthcare sector in the Union State of Russia and Belarus]. Problemy social'noj gigieny, zdravoohraneniya i istorii mediciny [Problems of social hygiene, health care and medical history]. 2025. Vol. 33, no. 2. pp. 295-300. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2025-33-2-295-300.

3. Ashurova R.D. Process formirovaniya professional'noj kompetentnosti studentov [Process of creating professional competence of students]. Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 75-letiyu Vladivostokskogo bazovogo medicinskogo kolledzha [Materials of the scientific and practical conference dedicated to the 75th anniversary of the Vladivostok Basic Medical College]. Vladivostok, 2000. pp. 81-83.

4. Varshavskij B.V., Vorob'eva B.V., Ivanova T.A. O podgotovke klinicistov [About training clinicians]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 2000. No. 4. pp. 36-38.

5. Grigor'eva A.P. Usovershenstvovanie uchebnyh planov v medicinskom vuze s uchetom cifrovoj obrazovatel'noj sredy [Improvement of curricula in a medical school taking into account the digital educational environment]. Pedagogicheskij professionalizm v cifrovom obrazovatel'nom prostranstve: sb. nauch. tr. Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem, posvyashch. 90-letiyu FGBOU VO «NGPU», Novosibirsk, 19-20 dek. 2024 g. Novosibirsk: Novosibirskij gos. ped. un-t, 2025. pp. 61-65. – EDN PDZMUE.

6. ZHbannikov P.S., Gorohov V.I. Sovremennye podhody k nepreryvnomu professional'nomu obrazovaniyu specialistov v medicinskom vuze [Modern approaches to continuous professional education of specialists in a medical university]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 2019. Vol. 28, no. 8-9. pp. 149-157.

7. Zakon Respubliki Kazahstan «Ob obrazovanii» (s izmeneniyami i dopolneniyami po sostoyaniyu na 11.01.2025 g.) [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30118747 (data obrashcheniya: 05.06.2025).

8. Matvienko V.V. Problemy vysshego medicinskogo obrazovaniya [Problems of higher medical education]. Doklady Akademii voennyh nauk [Reports of the Academy of Military Sciences]. Saratov, 2001. No. 7. pp. 15-19.

9. Suhoruk A.A. Vliyanie nepreryvnogo medicinskogo obrazovaniya na kachestvo i effektivnost' deyatel'nosti medicinskih rabotnikov [Impact of Continuing Medical Education on the Quality and Performance of Healthcare Professionals]. Aktual'nye voprosy infekcionnoj patologii YUga Rossii: materialy XVII nauch.-prakt. konf., Krasnodar, 16-17 maya 2024 g. Krasnodar: Novaciya, 2024. pp. 97-99. EDN LUXGMO.

10. Fomina T.K. K voprosu o formirovanii professional'nogo samoopredeleniya lichnosti studenta medvuza [On the question of the formation of professional self-determination of the personality of a student of a medical university]. Vestnik VMA [VMA Bulletin]. Volgograd, 2000. pp. 243-244.

11. CHerkasskaya T.S., Lucevich I.N., Fomicheva V.E. Srednee professional'noe obrazovanie v universitetskom komplekse: puti povysheniya kachestva podgotovki kadrov dlya sistemy Rospotrebnadzora [Secondary vocational education in the university complex: ways to improve the quality of personnel training for the Rospotrebnadzor system]. Materialy V Mezhdunarodnoj konferencii, posvyashchennoj Vsemirnomu dnyu kachestva: doklady uchastnikov konf., Saratov, 13 noyabrya 2024 g. Saratov: Izd. centr SGMU, 2024. pp. 272-276. – EDN KDZPJX.

12. Abaklor R.A., Brooks W.B., Warfield M.E., O’Shea K. A survey of primary care physicians’ perceptions and needs regarding the precepting of medical students in their offices. Medical Education. 2001. Vol. 35, no. 8. Pp. 789-795.

13. Abrahamson S. Doctors to be. Lancet. 2000. No. 8826. Pp. 1023.

14. Bligh J. More medical students for England. Medical Education. 2001. Vol. 35, no. 8. Pp. 712-713.

15. Dangerfield P. Medical student debt in the United Kingdom. Medical Education. 2001. Vol. 35, no. 7. Pp. 619-621.

16. Fontaine S., Wilkinson T.J. Should medical student assessment be by standards or by rank? New Zealand Medical Journal. 2001. Vol. 114, no. 1135. Pp. 314-315.

17. Giordani B., Edwards A.S., Segal S.S., Gilium L.H. Effectiveness of a formal post-baccalaureate pre-medicine program for underrepresented minority students. Academic Medicine. 2001. Vol. 76, no. 8. Pp. 844-848.

18. Gordon Rouse K.A. Resilient students’ goals and motivation. Journal of Adolescence. 2001. Vol. 24, no. 4. Pp. 461-472.

19. Hampshire A.J., Avery A.J. What can students learn from studying medicine in literature? Medical Education. 2001. Vol. 35, no. 7. Pp. 687-690.

20. Horsburgh M., Lamdin R., Williamson E. Multiprofessional learning: the attitudes of medical, nursing and pharmacy students to shared learning. Medical Education. 2001. Vol. 35, no. 9. Pp. 876-883.

21. Howe A. Patient-centred medicine through student-centred teaching: a student perspective on the key impacts of community-based learning in undergraduate medical education. Medical Education. 2001. Vol. 35, no. 7. Pp. 666-672.

 

Материал поступил в редакцию 12.06.25

       

COMPARATIVE ANALYSIS OF STUDENTS’ ACADEMIC PERFORMANCE IN TRADITIONAL AND ACCELERATED LEARNING FORMATS IN THE SUBJECTS OF CLINICAL PHARMACOLOGY AND EVIDENCE-BASED MEDICINE DEPARTMENT

 

A.Kh. Abushakhmanova, Doctor of Medical Sciences,

Professor, Department of Clinical Pharmacology and Evidence-Based Medicine

Karaganda Medical University

(100000, Kazakhstan, Karaganda, Gogol St., 40)

E-mail: Abushahmanova@qmu.kz

 

N.K. Dyusembayeva, Doctor of Medical Sciences,

Assoc. Professor, Department of Clinical Pharmacology and Evidence-Based Medicine

Karaganda Medical University

(100000, Kazakhstan, Karaganda, Gogol St., 40)

E-mail: Dusembaeva@qmu.kz

 

Zh.V. Syzdikova, Assistant Professor, Department of Clinical Pharmacology and Evidence-Based Medicine

Karaganda Medical University

(100000, Kazakhstan, Karaganda, Gogol St., 40)

E-mail: MyasnikovaZ@qmu.kz

 

N.A. Simokhina, Master of Medicine, Assistant Professor,

Department of Clinical Pharmacology and Evidence-Based Medicine

Karaganda Medical University

(100000, Kazakhstan, Karaganda, Gogol St., 40)

E-mail: Simohina@qmu.kz

 

Zh.A. Raiymbekova, Trainee Teacher of the Department of Clinical Pharmacology and Evidence-Based Medicine

Karaganda Medical University

(100000, Kazakhstan, Karaganda, Gogol St., 40)

E-mail: RayymbekovaZ@qmu.kz

 

T.K. Sagadatova, Assistant Professor, Department of Clinical Pharmacology and Evidence-Based Medicine

Karaganda Medical University

(100000, Kazakhstan, Karaganda, Gogol St., 40)

E-mail: sagadatova@qmu.kz

 

O.Zh. Sabekova, Assistant Professor, Department of Clinical Pharmacology and Evidence-Based Medicine

Karaganda Medical University

(100000, Kazakhstan, Karaganda, Gogol St., 40)

E-mail: Sabekova@qmu.kz

 

Abstract. Currently, the practice of implementing educational programs with a reduced duration is expanding within the system of medical education. This article focuses on assessing the outcomes of such training in comparison with the traditional model. The study involved students enrolled in the academic programs "Medicine", "Dentistry" and "Pharmacy" who received instruction at the Department of Clinical Pharmacology and Evidence-Based Medicine of NAO KMU. The comparative analysis included academic performance in the disciplines "Fundamentals of Evidence-Based Medicine", "Fundamentals of Scientific Thinking and Evidence-Based Medicine" and "Pharmacotherapy with Fundamentals of Evidence-Based Medicine". In most evaluated parameters, students in the shortened-track programs demonstrated comparable or higher academic results, likely due to their prior practical experience and foundational training. These findings support the potential of shortened educational pathways as an effective format, provided that quality standards in medical education are maintained.

Keywords: medicine, dentistry, pharmacy, pharmacotherapy, evidence-based medicine, efficiency, medical education.

Начало формы