Телефон: 8(962) 7600-119

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРМЛЕНИЯ НОВОРОЖДЕННОГО С ВРОЖДЕННОЙ РАСЩЕЛИНОЙ ГУБЫ И НЕБА В УСЛОВИЯХ РОДИЛЬНОГО ДОМА В РОССИИ И В МИРЕ. ОБЗОРНАЯ СТАТЬЯ

 

Social medicine and public health organization

Социальная медицина и организация здравоохранения

 

УДК 61

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРМЛЕНИЯ НОВОРОЖДЕННОГО С ВРОЖДЕННОЙ РАСЩЕЛИНОЙ ГУБЫ И НЕБА В УСЛОВИЯХ РОДИЛЬНОГО ДОМА В РОССИИ И В МИРЕОБЗОРНАЯ СТАТЬЯ

 

Е.А. Шатова, ассистент кафедры управления сестринской деятельностью и социальной работы

ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова

Министерство здравоохранения Российской Федерации

(110948, Россия, Москва, Трубецкая улица, 8, стр. 2)

E-mail: evgeniasp83@mail.ru

 

Аннотация. Проведен анализ зарубежных и отечественных научных публикаций, поиск источников проводился в базах данных PubMed, Web of Science, Google Scholar, Cochrane Systematic Reviews, Scopus, EBSCO, ProQuest, КиберЛенинка, Elibrary, в которых представлены методы кормления, проблемы родителей и медицинского персонала при уходе за новорожденным ребенком с врожденной расщелиной губы и неба (ВРГН) в родильном доме. Поиск литературных источников проводился в период с 29 сентября 2023 г. по 24 июня 2024 г. Стратегия поиска заключалась в использовании следующих терминов (MeSH): оценка эффективности кормления ребенка с ВРГН в родильном доме, расщелина губы и неба: грудное вскармливание, эффективность кормления, кормление из бутылочки, типичные проблемы родителей, связанные с кормлением. По ссылкам на выбранные статьи был выполнен ручной поиск для выявления других возможных исследований для включения в обзор. В обзор вошли 41 исследование. Основываясь на доступной зарубежной и отечественной литературе, представленный систематический обзор направлен на изучение и описание исследований, сравнивающих методы кормления детей с различными типами расщелины губы/неба в родильном доме на предмет проведения оценки эффективности кормления, с целью подготовки родителей к зачастую сложной задаче кормления детей с данной патологией.

Ключевые слова: расщелина губы и неба, кормление, назогастральный зонд, оценка эффективности кормления, кормление в родильном доме, алгоритм безопасного кормления.

 

Обзор литературы

Constadinka Boikova и Gareth Davis в обучающих курсах для медицинских сестер и акушерок, которые разработаны и проведены при поддержке ECO и Transforming Faces («Трансформируя лица»), при поддержке Ассоциации медицинских специалистов Болгарии (2008-2012) говорят о том, что абсолютно все новорожденные с ВРГН нуждаются в оценке эффективности кормления, и проведена она должна быть сразу после родов.

Основополагающая цель оценки эффективности кормления – это обеспечение безопасности кормления ребенка с патологией челюстно-лицевой области (ЧЛО).

Целями эффективности кормления являются определение объема и характера проблемы.

Оценка эффективности кормления ребенка, родившегося с ВРГН, в родильном зале необходима для предотвращения:

  • ухудшения навыков кормления;
  • возникновения новых проблем;
  • повышения вероятности сопутствующих заболеваний.

Это и определение наименее интрузивного метода кормления, и обеспечение максимально адекватного кормления в зависимости от роста и развития младенца.

Мотивация, психологическая поддержка и развитие тесных психологически важных и крайне необходимых отношений матери и ребенка.

Особенности проведения оценки эффективности кормления:

  • как можно скорее после рождения;
  • перед началом кормления через вспомогательные механизмы;
  • последующее наблюдение;
  • повторная оценка;
  • изменения в связи с развитием.

Полноценного определения оценки эффективности кормления новорожденного с ВРГН в родильном зале до настоящего времени не сформулировано.

Согласно материалам, представленным медицинскими специалистами Болгарии (2008-2012), оценка эффективности кормления состоит из 3-х частей:

  • наблюдение за новорожденным,
  • оценка ненутритивного сосания,
  • оценка нутритивного сосания.

ВРГН – это врожденный порок развития (ВПР) ЧЛО, связанный с проблемами кормления/вскармливания новорожденного, который не теряет своей актуальности и в настоящее время. ВРГН встречается примерно у одного ребенка из каждых 700-1200 новорожденных во всем мире. В Российской Федерации показатель заболеваемости колеблется от 3,5 до 5 тыс.

Расщелины лица сопровождаются рядом тяжелых соматических расстройств, приводящих к нарушению роста и развития детского организма, функций сосания, глотания, дыхания, речи, мимики и слуха [7].

С первых дней после рождения обнаруживается расстройство функции сосания и глотания. У ребенка с расщелиной неба полость рта свободно сообщается с полостью носа, что делает невозможным создание герметичности в полости рта в период сосания. Ребенок не берет грудь матери, а при искусственном вскармливании легко захлебывается и может аспирировать жидкую пищу. При вдохе сообщение полостей носа и рта приводит к свободному попаданию наружного воздуха в верхние дыхательные пути. Дети привыкают дышать поверхностно, делая неглубокий вдох и слабый выдох. Поверхностное дыхание у детей младшего возраста компенсируется увеличением частоты дыханий в минуту. Однако с возрастом эта компенсация нарушается, так как поверхностное слабое дыхание приводит к недоразвитию дыхательной мускулатуры и уменьшению жизненной емкости легких. Неполноценность внешнего дыхания обусловливает восприимчивость детей к воспалительным заболеваниям верхних дыхательных путей и легких [18].

С момента рождения новорожденный с ВРГН может питаться следующими способами: грудное вскармливание, кормление из бутылочки сцеженным молоком, кормление из бутылочки смесью, и с помощью назогастрального зонда.

Таблица 1

Сравнение эффективности трех методов кормления/вскармливания младенцев с ВРГН

Название метода

Критерий сравнения набор веса

Проблемами при кормлении

Естественное вскармливание

средний прирост веса при кормлении данным методом лучше [Ravi et al.]

носовая регургитация, рвота, удушье

Кормление из бутылочки

 

носовая регургитация, рвота, удушье

Кормление с ложки

 

носовая регургитация, рвота, удушье

 

Важно отметить, что в изученных нами источниках литературы, у младенцев с ВРГН во время самого первого кормления наблюдались некоторые серьезные проблемы, такие как аспирация, остановка дыхания. Это говорит о том, что возникает острая необходимость разработки и внедрения оценки эффективности кормления.

Процесс кормление таких детей с самой первой минуты рождения является огромной проблемой для родителей, и существуют свидетельства того, что дети с ВРГН имеют задержку в росте и развитии при неправильно выбранном методе вскармливания.

Новорожденный с ВРГН, нуждается в рациональном питании, как и дети, рожденные без патологии, при условии, что нет других сопутствующих проблем. Налаживание кормления/вскармливания является приоритетом, а поиск метода кормления, максимально приближенного к естественному, является второй важной задачей. Наиболее типичными проблемами являются недостаточное сосание, чрезмерное поступление воздуха, удушье, носовая регургитация, усталость, недостаточное потребление молока, неспособность набрать вес и чрезмерное время, необходимое для кормления. Неспособность ребенка полноценно питаться может привести к психологическим проблемам, стрессу и беспокойству матери и, таким образом, привести к ухудшению психологической связи матери и ребенка.

Основными характеристиками методов кормления во включенных исследованиях были альтернативные пути кормления. Характеристики девяти исследований относительно различных методов кормления и параметров физического роста, а также трудностей с кормлением представлены в Таблице № 2. Способность к кормлению, двигательную функцию полости рта и эффективность кормления оценивали в возрасте 2 недель, 3 месяцев и 14 месяцев. Результат показал, что у детей с небольшими расщелинами мягкого неба с большей вероятностью сохранена способность сосать и сжимать соску/сосок матери по сравнению с их сверстниками с расщелинами твердого и мягкого неба.

Таблица 2

Параметры, оцениваемые методы кормления в исследованиях

Методы кормления/вскармливания

прием и объем потребляемой пищи

эффективность кормления

время и осложнения во время кормления

рост и прирост питательных веществ/ динамика веса

сосание, всасывание и сжатие соски\соска матери во время кормления

назогастральный зонд

+

-

+

+

-

методы кормления, требующие навыка сосания бутылочка

+

+

-

+

+

методы кормления без навыка сосания чашка, ложка, шприц

+

+

-

+

-

 

У детей, родившиеся с ВРГН по ряду анатомических и функциональных причин может быть невозможно грудное вскармливание, ребенок, испытывает затруднения при сосании и глотании. Сосание может быть медленным, а процесс кормления длительным, в этом случае необходима особая забота об их кормлении/вскармливании. К сожалению, в некоторых родильных домах детей, родившихся с ВРГН, начинают сразу кормить через назогастральный зонд (НГЗ), что сложно и неоправданно, в связи с тем, что длительное кормление через НГЗ подавляет врожденный рефлекс глотания, усугубляется уже имеющееся недоразвитие верхней и нижней челюсти, а также мышц мягкого неба.

Большинство медицинских работников родильного дома (врачи общего профиля, медицинские сестры, акушерки) не могут дать родителям исчерпывающий совет по этому вопросу, более того, как было сказано выше, зачастую уже в родильных домах, детей с данной патологией, после рождения сразу начинают кормить через НГЗ, мотивируя это тем, что у таких малышей отсутствует сосательный рефлекс. Это ошибочное мнение, так как сосательный рефлекс, под действием которого укрепляются мышцы, и перемещается вперед нижняя челюсть, врожденный, а кормление через НГЗ приводит именно к его угасанию, что нежелательно [20].

Кроме того, при длительном кормлении через НГЗ травмируется слизистая оболочка пищевода, в результате чего возникает ее воспаление, и в дальнейшем могут формироваться стриктуры. Поэтому применение данного метода кормления должно быть кратковременным. В первую очередь – не стоит использовать зонд дольше 2,5-3 недель. Лишь у детей с синдромом Пьера-Робэна, вследствие недоразвития нижней челюсти и большого смещенного кзади языка, возникает значительное затруднение дыхания, что является дополнительным отягчающим обстоятельством для сосания (в норме ребенок при сосании одновременно дышит).

Иногда кормление ребенка с расщелиной возможно только через зонд. При длительном кормлении такого типа подавляется врожденный рефлекс глотания. Это приводит к дистрофическим процессам в тканях, усугубляет уже имеющееся недоразвитие челюстей и мышц мягкого нёба. Патологическое положение языка, рубцовая деформация твердого и мягкого неба, нарушение внутриротового давления осложняют данное состояние (Дерунова Т.Ю., Соболева Е.А., Чиркина Г.В. и др.). Результатом является неправильное прорезывание зубов, формирование их двойного ряда, асимметрия смыкания жевательных поверхностей и перенос нагрузки на мышцы щёк [1].

De Vries и соавт., изучили распространенность трудностей, возникающих  с кормлением ребенка с ВРГН, частоту кормления через зонд и сообщили, что трудности с кормлением наблюдались в 67% ( n = 60) всех случаев. НЗ -кормление проводилось у 32% (n = 28) детей. У 49 детей были сопутствующие ВПР, что по мнению авторов объясняет необходимость их кормления с помощью НЗ.

В Нидерландах из общего числа респондентов 90 родителей детей с ВРГН 67% (n ¼ 60) и 32% (n ¼ 28) сообщили о трудностях с кормлением в родильном доме и о применении НЗ для кормления соответственно. В Шотландии 81% матерей сообщили, что начинали кормить молочными смесями и кормили из бутылочки своих младенцев с ВРГН [37]. Хотя инструкции по кормлению предоставляются в больницах, понимание и адаптация этой информации родителями в значительной степени зависит от их уровня образования, и это в значительной степени может повлиять на процесс кормления ребенка. Принято считать, что чем выше уровень образования матери, тем больше она будет мотивирована на скорейшее налаживание процесса кормления ребенка с ВПР ЧЛО. 

Durham N, Mudrakola DP, Ugrappa S, Jain A (2016) в научной публикации описали клинический случай опыта кормления месячного младенца. Его доставили в клинику родители. Ребенок был направлен из государственной больницы. Мать предъявляла жалобы на то, что ребенок не мог питаться молоком, во время кормления молоком были выделения из носа, и он не мог принимать пищу перорально. Также известно, что с рождения кормление осуществлялось через НЗ. Вес ребенка при рождении составил 2,4 кг. Другой соответствующей медицинской документации нет.

Обухова Н.В., Рогожина Ю.С. считают, что первые часы жизни ребенка с ВРГН – это важный этап, и основная цель этапа – поддержание жизненно важных функций и поиск оптимального способа кормления ребенка. При полных и сквозных расщелинах неба ребенок переводится на искусственное вскармливание через соску. Соска подбирается индивидуально, чаще всего подходят длинные и мягкие соски по типу поильника Хабермана фирмы Медела. Поильник помогает родителям дозировать поступление смеси в ротовую полость ребенка через нажим внешней резиновой части. Ребенок только глотает полученную смесь. Альтернативным решением является бутылочка с приставкой в виде соски. В самых тяжелых случаях (синдром П. Робена или наличие сопутствующей неврологической симптоматики) используется зондовое вскармливание. Зондовое вскармливание не должно быть длительным, чтобы не угас сосательный рефлекс. Наблюдения авторов показывают, что более 70 % детей с ВРГН способны к 1,5 мес. адаптироваться к искусственному вскармливанию: выход смеси через носовые ходы сокращается и даже отсутствует при условии неврологической сохранности ребенка.

Сотрудниками ФГБУ «НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова» Минздрава России был создан и предложен альтернативный способ докорма – насадка доктора Шнейдермана. Способ, когда ребенок получает молоко через насадку и при этом сосет палец матери или грудь, способствует сохранению/стимуляции сосательного рефлекса у новорожденного. Это особенно актуально для недоношенных детей, детей с ВПР, которым необходимо развивать и поддерживать сосательный рефлекс, в том числе после перехода с зондового питания. Кормление по пальцу – ребенку дают сосать палец матери подушечкой вверх, при этом молоко вводится постепенно из шприца через насадку защечно в уголок рта ребенка. Это облегчает процесс глотания и закрепляет сосательный рефлекс.

Такие проблемы должны быть выявлены на ранней стадии, так как необходимо обеспечить ребенка с самого момента рождения адекватным методом кормления, учитывая его анатомические и функциональные особенности, связанные с данным ВПР ЧЛО.

Giesse Albeche Duarte, Ramon Bossardi Ramos, Maria Cristina de Almeida Freitas Cardoso поставили одной из задач своего исследования – оценка кормления младенцев с ВРГН, о проведении которой рассказывают матери. Оценка кормления включает: способ кормления, время для полноценного кормления, трудности во время кормления, смеси, положение для кормления, аппетит ребенка и стресс во время кормления. Авторами был разработан после изучения соответствующей литературы и в соответствии с потребностями на этапе оценки, и внедрен протокол кормления. Giesse Albeche Duarte и соавт., считают важным обновлять протокол кормления для матерей детей с ВРГН, необходимы дальнейшие исследования и изучение проблем самого первого кормления в родильном доме, призванные помочь матерям преодолеть трудности с кормлением их ребенка, должна быть разработана и внедрена непрерывная образовательная программа для матерей, у которых на ранних сроках беременности диагностировали данную патологию.

В 2004 году Reed опубликовал исследование процедур кормления детей с ВРГН, в котором было рассмотрено 55 статей и обнаружено, что существуют различные вмешательства для младенцев с изолированными состояниями расщелины, включая раннее кормление и обучение правильному питанию, а также подходы к вспомогательному кормлению. Она также заявила, что существует нехватка доказательств, по проведению оценки эффективности кормления сразу после рождения, что подчеркивает необходимость научного изучения данного вопроса. Поэтому важно оценивать эффективность кормления ребенка с ВРГН сразу после рождения в родильном зале.

Родителям было трудно самостоятельно справиться с кормлением ребенка сразу после рождения, до тех пор, пока их не проконсультировали медицинские работники, занимающимися лечением ВПР ЧЛО, и лишь немногим родителям удалось установить регулярный режим кормления. Все родители подчеркнули важность специализированных медицинских сестер, занимающихся исключительно обучением матерей кормлению ребенка с ВРГН  в консультировании родителей и опекунов детей с данной патологией. Lindbergh and Berglund исследовали «Опыт матерей по кормлению младенцев с ВРГН и способы решения проблем» и предположили, что «матери детей, рожденных с ВРГН, нуждались в индивидуальной консультации опытных медицинских работников во время диагностики у ребенка данного диагноза и до тех пор, пока не наладят кормление самостоятельно».

Фактически, родители утверждают, что получение надлежащих инструкций по 1-2 эффективным кормлениям являются приоритетом в течение первых нескольких часов после рождения ребенка. Для облегчения кормления у родителей этих пациентов существует несколько приспособлений: соска, шприц, бутылочки, чашки, ложки.

I am Ize-Iyamu, B. D. Sahib было изучено использование одноразового шприца для кормления новорожденных детей с ВРГН. Изе-Ияму и Сахиб сравнили группы, вскармливаемые из шприца и из чашки и ложки, с нормальными детьми, вскармливаемыми грудью или из бутылочки, и их прибавку в весе от рождения до 6, 10 и 14 недель. Результат показал, что дети с ВРГН, которых кормили из шприца грудным молоком, имели значительную разницу в прибавке в весе (0,7 и 0,8 кг) по сравнению с детьми, вскармливаемыми из чашки и ложки (0,4 кг), на 10 и 14 неделе соответственно

Грудное вскармливание – это лучшее питание для новорожденного с ВРГН. В случае, если оно невозможно или затруднено, учитывая анатомические и функциональные проблемы ребенка, можно использовать системы, подобные вышеупомянутым, для кормления грудным молоком или молочными смесями, при этом, избегая, насколько это возможно, любой «пассивной» системы питания, такой как НЗ, к которой следует прибегать только в качестве последнего варианта.

Медицинские сестры должны повышать уровень знаний матерей по вопросам кормление их ребенка, мотивировать на дальнейшее хирургическое лечение и комплексную реабилитацию совместно со специалистами для улучшения состояния здоровья их детей, а также проводить периодические обучающие консультации с матерями, у которых родились дети с ВРГН, для обсуждения проблемы кормления, оценки роста и развития младенца, методов профилактики и раннего лечения, выявления проблем, связанных с дефектом, и различных способов психологической поддержки матерей (El wasfey, 2009).

Проведя анализ научной литературы по вопросу применения назогастрального зонда (НЗ) при кормлении ребенка с ВРГН, мы пришли к выводу, что данная проблема недостаточно изучена и недостаточно освещена. Возможно, это связано с тем, что российские хирурги ЧЛХ против применения этого способа кормления в родильных домах, в связи с тем, что НЗ точнее его длительное использование, способствует угасанию функций сосания и глотания, которые и без того нарушены у детей с данной патологией.

При изучении отечественной литературы, обратила на себя внимание публикация по материалам ВОЗ «Проблемы новорожденных и младенцев раннего возраста» (2013).

Данная статья содержит рекомендации по ведению новорожденных и младенцев раннего возраста (от рождения до 2 мес.) с различными отклонениями от нормы. В ней освещены вопросы реанимации новорожденных, диагностики и лечения неонатального сепсиса, распознавания других бактериальных инфекций, а также ведения младенцев с низкой и очень низкой массой тела при рождении. В конце главы приведена таблица лекарственных препаратов, обычно назначаемых новорожденным и младенцам раннего возраста. В ней, в частности, указаны дозы для новорожденных с низкой массой тела при рождении и недоношенных.

Представлена схема реанимации новорожденного без оценки эффективности кормления. Обычный уход за новорожденными (в том числе за доставленными в медицинское учреждение уже после рождения) – рекомендуется принимать меры к началу грудного вскармливания в течение первого часа после рождения и обеспечить кормление ребенка по требованию, если он может сосать. Речь о ВРГН идет мельком в 3.12.3. Врожденные аномалии (пороки развития): расщелина верхней губы и неба; непроходимость кишечника; дефекты брюшной стенки; менингомиелоцеле; врожденный вывих бедра; эквиноварусная косолапость [по мат ВОЗ].

В научной публикации Минаевой и соавт. речь идет об организации работы выездной паллиативной педиатрической службы на базе благотворительной организации. При формировании детской паллиативной службы региона первое стационарное паллиативное отделение на 12 коек и выездная патронажная служба были открыты в Перми в 2016 г. на базе детской клинической больницы № 13. Помощь стационарному отделению в части заботы о пациентах, их психологической поддержки и обеспечения мероприятий по уходу оказывали волонтеры благотворительных фондов «Дедморозим» и «Берегиня» [14].

По представленным данным авторов в публикации в 2019 г. 59 детей были пациентами «Службы качества жизни» и получали паллиативную помощь на дому. В структуре заболеваемости преобладали болезни нервной системы (38 человек, 64%), а также врожденные аномалии и хромосомные нарушения (12; 20%). С последствиями травм и болезнями обмена веществ наблюдалось по 4 ребенка (7%), злокачественное новообразование было диагностировано у 1 ребенка.

Задачи ПМП детям сформулированы с учетом основных нормативных документов и местных условий оказания помощи в виде перечня обязательных мероприятий для трех «типовых» моделей пациентов: первая – для нуждающихся в респираторной поддержке; вторая – для находящихся на зондовом питании или имеющих трахеостому; третья – для иных случаев с неизлечимыми и угрожающими жизни заболеваниями.

Нас заинтересовала первая задача – оценка состояния здоровья ребенка, в том числе недостаточности питания, и выявление у него показаний к использованию медицинского оборудования и медицинских изделий (аппараты искусственной вентиляции легких, инсуффляторы-аспираторы, кислородные концентраторы и др.) проводит врач-педиатр паллиативной помощи с частотой не менее 2 раз в месяц при первой и второй моделях сопровождения, не менее 1 раза в месяц – при третьей модели.

Основные задачи ПМП:

  • профилактику и лечение дыхательных нарушений у пациентов с нейромышечными заболеваниями (в т. ч. обучение членов семьи ребенка методикам дыхательной гимнастики с применением медицинского оборудования) осуществляет врач-педиатр паллиативной помощи или медсестра по назначению врача;
  • диагностику возможных кризисных ситуаций (болевой синдром, затруднение дыхания и нарушение проходимости дыхательных путей, возбуждение, кровотечение, судорожный синдром и др.) и по возможности их предупреждение и купирование (в т. ч. путем обучения членов семьи ребенка алгоритму действий при каждом из прогнозируемых состояний) врачом-педиатром при каждом посещении;
  • обеспечение безопасного пребывания ребенка с тяжелым заболеванием вне стационара (в случае стабильного состояния), консультирование родителей, обучение их навыкам ухода за больным ребенком медицинской сестрой по назначению врача;
  • проведение плановой инструментальной диагностики (мониторинговая пульсоксиметрия, спирометрия, электрокардиография, электроэнцефалография) медицинской сестрой по показаниям, электрокардиографии – с частотой не менее 1 раза в 6 мес у детей первой модели сопровождения, 1 раза в 12 мес при соответствии пациента второй и третьей моделям;
  • массаж ребенку при отсутствии противопоказаний: 1 курс из 1-12 процедур в 6 мес; ЛФК – 1 курс в 12 мес.;
  • оказание психологической помощи детям и членам семьи психологом (диагностика, консультирование, коррекционно-развивающая работа) 1 раз в месяц (или 10-12 мероприятий в год, при необходимости – чаще).

К большому сожалению, ВПР ЧЛО – ВРГН, как мы видим, не входила в перечень по оказанию ПМП детям.

 В настоящее время НЗ применяют в организации питания педиатрических паллиативных пациентов, а именно: вскармливание недоношенных и глубоко недоношенных детей, новорожденных с экстремально низкой и очень низкой массой тела,  питание детей, больных муковисцидозом, пациентов с ОНМК, детей с синдромом Пьера Робена  [6, 11, 12, 14, 16, 21].

Большинство родителей (87) максимально были заинтересованы в помощи с кормлением в специализированных реабилитационных центрах (48), родильном отделении (45). Основным источником информации были врачи (75), за которыми следовали медсестры (10%).

Все вышесказанное позволило принять решение о проведении клинического исследования, и по результатам анализа полученных данных – разработке и внедрении в практическое здравоохранение алгоритма безопасного кормления ребенка, родившегося с ВРГН, в условиях родильного дома, в рамках реализации проекта «Ранняя помощь родителям детей с ВРГН и другими заболеваниями челюстно-лицевой области» при финансовой поддержке Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Договор № 013-НКО/23 от 08.12.2023г.

Кроме того, в случае, если по показаниям ребенок вынужден выкармливаться при помощи НГЗ, родителям требуется обучение этому навыку и технологии. Такая возможность может быть осуществлена в рамках «Школы кормления», проведение экспериментальной "Школы кормления" для женщин с ребенком с ВРГН после выписки из роддома на базе медицинских организаций г. Москвы планируется Благотворительным Фондом «Звезда Милосердия». О необходимости функционирования «Школ здоровья», направленных на обучение пациентов, повышающих качество жизни населения, говорится в многочисленных публикациях отечественных авторов [2, 3, 4].

Выводы

На сегодняшний день полноценного определения оценки эффективности кормления новорожденного с ВРГН в родильном зале не сформулировано.

Необходимо проведение клинического исследования, для разработки алгоритма безопасного кормления и внедрения его в практическое здравоохранение.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агаева, В.Е., Мосьпан, Т.Я. Логопедическая коррекция особенностей приема пищи у детей с врожденными расщелинами губы и неба / Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – С. 10-13.
  2. Аманов, Т.И., Садыкова, А.М. Современный взгляд и подходы по качеству сестринской помощи в ЛПО (анализ, размышление) /Вестник АГИУВ. – № 2. – 2014. – С. 9-19.
  3. Борцов, В.А., Куликовская, И.В. Совершенствование организации школы здоровья для пациентов. – №2. – 2015. 14.00.00 Медицинские науки (14.02.00 Профилактическая медицина).
  4. Васильев, О.В., Королева, И.П., Лаврова, Е.А., Алуф, О.Б. Школы здоровья для пациентов – одна из мер вторичной и первичной профилактики // Медицинская сестра. – № 4. – 2013. – С. 8-12.
  5. Вахитова, Л.Ф., Фазлеева, Л.К., Булгакова, Л.Г., Варламова, О.В. Клинический случай синдрома Пьера Робена у новорожденного ребенка / Практическая медицина, 6 (75) ноябрь. – 2013. – С. 172-174.
  6. Дубин, С.А., Комелягин, Д.Ю., Злыгарева, Н.В., Строгонов, И.А., Рогинский, В.В., Полуэктов, М.Г. Хирургическое лечение новорожденных и грудных детей с синдромом Пьера Робена / Российский Вестник детской хирургии. Анестезиологии и реаниматологии. – № 2. – 2011. С. 33-39.
  7. Дурново, Е.А., Глявина, И.А., Монакова, Н.Е. Диагностические и лечебные аспекты реабилитации детей с врожденными пороками развития лица в Нижегородской области / Российский стоматологический журнал. – № 5. – 2013. – С. 46-48.
  8. Камаева, Т.Р., Батомункуева, В.В. Профилактическая Школа для беременных женщин, больных сахарным диабетом / Вестник Бурятского Госуниверситета. – 2011. – №12. – С. 145-146.
  9. Касимовская, Н.А., Шатова, Е.А. Врожденная расщелина губы и нёба у детей: распространенность в России и в мире, группы факторов риска. Вопросы современной педиатрии. 2020; 19 (2): 142–145. doi: 10.15690/vsp.v19i2.2107.
  10. Корсак, А.К. Медицинская реабилитация детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба: учеб.-метод. пособие / А. К. Корсак, М. Л. Боровая. – Минск: БГМУ, 2008. – 64 с.
  11. Котлуков, В.К., Кузьменко, Л.Г., Антипова, Н.В., Поляков, М.В. Особенности вскармливания недоношенных детей грудным молоком / Вопросы современной педиатрии. – 2011. – Т. 10. – № 6. – С. 170-175.
  12. Ларина, О.Д., Рудомётова, Ю.Ю., Новикова, Т.В. Обучение персонала правилам кормления – обязательный аспект логопедической работы по преодолению постинсультной дисфагии // Лечащий Врач. – 2022; 5-6 (25): 64-69.
  13. Левадная, А.В., Шнейдерман, М.Г., Костычева, А.А., Пикалова, А.А. Российское устройство для докорма детей сцеженным грудным молоком или адаптированной молочной смесью // Неонатология: новости, мнения, обучение. – 2022. – Т. 10. – № 1. – С. 23-28. DOI: https://doi.org/10.33029/2308-2402-2022-10-1-23-28.
  14. Минаева, Н.В., Исламова, Р.И., Баженова, М.И. Выездная патронажная паллиативная медицинская помощь детям: двухлетний опыт работы некоммерческой благотворительной организации. Вопросы современной педиатрии. 2020; 19 (1): 46–56. doi: 10.15690/vsp.v19i1.2085.
  15. Обухова, Н.В., Рогожина, Ю.С. Этапы логопедической работы с детьми раннего возраста, имеющими врожденную расщелину губы и неба / Специальное образование. – 2019. – № 2. – С. 128-145.
  16. Полевиченко, Е.В., Кумирова, Э.В. Основы организации питания педиатрических паллиативных пациентов (пособие для врачей и средних медицинских работников). – М.: Р. Валент. – 2014. – 44 с.
  17. По материалам ВОЗ. Проблемы новорожденных и младенцев раннего возраста / Педиатрическая фармакология. – 2013. – Т. 10. – № 1. – С. 94-106.
  18. Содиков, Б.Р., Иноятов, А.Ш., Норова, А.Н. Функциональные нарушения у детей с врожденной расщелиной губы и неба (на примере собственных исследований) / Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. – № 2 (13). – Т.1. – 2016. – С. 24-28.
  19. Степанова, Ю.В., Цыплакова, М.С. Основные направления в комплексной реабилитации детей с врожденными расщелинами губы и неба. – Ортопедия, травматология и восстановительная хирургия детского возраста. – 2013. – Том 1. – Выпуск 1. – С. 36-43.
  20. Супиев, Т.К., Негаметзянов, Н.Г., Катасонова, Е.С., Кожабеков, Е.М. Неотложная медицинская помощь детям с врожденной расщелиной верхней губы и нёба // Вестник КАЗНМУ. – № 2. – 2012. – С. 161-166.
  21. Чикина, О.Г., Благонравова, А.С. Риск развития инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, при выхаживании новорожденных с экстремально низкой и очень низкой массой тела / Медицинский Альманах. – № 4 (49), сентябрь. – 2017. – С. 46-53.
  22.  Шатова, Е.А. Организация экспериментальной "Школы кормления" для женщин с ребенком с врожденной расщелиной губы и/или неба после выписки из родильного дома / MEDICUS. – 2024. – № 5 (59). ISSN 2409-563X. С. 51-60.
  23. Электронный ресурс удаленного доступа: https://childface-fund.ru/novosti/rasshhelina-neba-i-rasshhelina-guby-i-neba/ (Дата обращения: 07.11.2023).
  24. Электронный ресурс удаленного доступа: https://sterilno.com/blog/statiya-nazogastralnyi-zond-algoritm-vvedeniya-kormlenie.html (Дата обращения: 07.11.2023).
  25. Электронный ресурс удаленного доступа: https://www.baby-chick.com/what-is-an-ibclc/ (Дата обращения: 20.11.2023).
  26. Электронный ресурс удаленного доступа: https://www.gillettechildrens.org/your-visit/patient-education/feeding-your-baby-with-cleft-lip-and-palate (Дата обращения: 20.11.2023).
  27. Электронный ресурс удаленного доступа: https://jmdr-idea.com/articles/a-feeding-appliance-for-a-newborn-with-veau-type-iii-cleft-lip-and-palate-a-case-report (Дата обращения: 20.11.2023).
  28. Электронный ресурс удаленного доступа: https://sciencerepository.org/technique-of-managing-a-cleft-palate-in-a-newborn_DOBCR-2019-2-104 (Дата обращения: 20.11.2023).
  29. Электронный ресурс удаленного доступа: https://www.zvezda-m.ru/ (Дата обращения: 24.06.2024 г.)
  30. Dash, Manjubala; Mohapatra, Devi Prasad; Dasha, Kulumina; Nayak, Sasmita. Measures for feeding infants with cleft lip/palate: A systematic review and metasynthesis. Journal of Cleft Palate and Craniofacial Anomalies 10 (1): pp. 14-25 January – June 2023 | DOI: 10.4103/jclpca.jclpca_27_22.
  31. Dra. Rocio Gallego-Sobrino, De. Leire Esparza-Lasaga, Dr. Ignacio Moral-Sáez,  Dr. Gerardo Rodríguez-Martínez. Estado nutricional y crecimiento en ninos  nacidos com figures labiopalatina s. Nutritional status and growth in children born with cleft lip and palate. Cirugía Plástica 2020; 30 (1): 52-58.
  32. Durham N., Mudrakola D.P., Ugrappa S., Jain A. (2016) Meeting the Challenge of Feeding a New Born Infant with Cleft Lip and Palate- A Case Report. Dentistry 6: 392. doi:10.4172/2161-1122.1000392.
  33. Father Shafik Mahmoud Nassar, Samah Abdallah Mohammed Amer, Howaida Moawad Ahmed Aly. Feeding Protocol for Mothers Having Infant with Cleft Lip and Cleft Palate. American Journal of Nursing Science. Special Issue: Nursing Education and Research. Vol. 7, No. 3-1, 2018. – Pp. 62-71. doi: 10.11648/j.ajns.s.2018070301.20.
  34. Giesse Albeche Duarte, Ramon Bossardi Ramos, Maria Cristina de Almeida Freitas Cardoso. Feeding methods for children with cleft lip and/or palate: a systematic review / Braz J Otorhinolaryngol. 2016 Sep-Oct;82(5):602-9. doi: 10.1016/j.bjorl.2015.10.020. Epub 2016 Mar 2.
  35. I am From Him, B. D. Sahib.Intervention in feeding children with cleft lip and palate: a practical approach to the effectiveness of feeding and weight gain. Surgical operation on the maxillofacial region. September 2011;40 (9):916-9. doi: 10.1016 /j.ijom.2011.04.017. Epub 2011, June 8. PMID: 21641186 DOI: 10.1016 / j.joom.2011.04.017.
  36. Justine M. Ashby. Feeding Therapy and Techniques for Children with Cleft Lip/Palate. Southern Illinois University Carbondale Open SIUC. Rehabilitation Institute in the Graduate School Southern Illinois University  at Carbondale  May 2011 .
  37. Parakrama Wijekoon,Thanuja Herath, Rahini Mahendran. ""Awareness of feeding, growth and development among mothers of infants with cleft lip and/or palate". Contents lists available at ScienceDirect Helion. Received 31 October 2018; Received in revised form 16 July 2019; Accepted 18 November 2019 2405-8440/© 2019 The Authors. Published by Elsevier Ltd. This is an open access article under the CC BY-NC-ND license  (http://creativecommons.org/licenses/byncnd/4.0/).https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2019.e02900.
  38. Swamy A.S., Santhosh G. Nutritional status of children with cleft lip, cleft palate and knowledge of their mothers at health care centres. Int J Health Sci Res. 2018; 8(9):215-224.
  39. Trainer's Manual. Supporting comprehensive cleft care through feeding and nutrition. Smile Train, 2022.
  40. Ueki S., Fujita A., Kumagai Y. et al., Bottle-feeding techniques for children with cleft lip and palate experiencing feeding difficulties, International Journal of Nursing Sciences, https://doi.org/10.1016/j.ijnss.2022.12.004.
  41. Vanessa Martin, Sheila Greatrex-White. Assessment of factors affecting feeding in children with cleft palate with and without cleft lip. J Child health protection. 2014 Mar;18(1):72-83. doi: 10.1177/1367493512473853. Epub 2013, February 25. PMID: 23439590 DOI: 10.1177/1367493512473853.

 

REFERENCES

1.   Agaeva V.E., Mos'pan T.YA. Logopedicheskaya korrekciya osobennostej priema pishchi u detej s vrozhdennymi rasshchelinami guby i neba [Speech therapy in children with congenital cleft lip and palate]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education]. 2019. Pp. 10-13.

2.   Amanov T.I., Sadykova A.M. Sovremennyj vzglyad i podhody po kachestvu sestrinskoj pomoshchi v LPO (analiz, razmyshlenie) [Modern view and approaches on the quality of nursing care in LPO (analysis, reflection)]. Vestnik AGIUV. No. 2. 2014. Pp. 9-19.

3.   Borcov V.A., Kulikovskaya I.V. Sovershenstvovanie organizacii shkoly zdorov'ya dlya pacientov [Improving the organization of a health school for patients]. No. 2. 2015. 14.00.00 Medicinskie nauki (14.02.00 Profilakticheskaya medicina).

4.   Vasil'ev O.V., Koroleva I.P., Lavrova E.A., Aluf O.B. SHkoly zdorov'ya dlya pacientov – odna iz mer vtorichnoj i pervichnoj profilaktiki [Health schools for patients - one of the measures of secondary and primary prevention]. Medicinskaya sestra [Nurse]. No. 4. 2013. Pp. 8-12.

5.   Vahitova L.F., Fazleeva L.K., Bulgakova L.G., Varlamova O.V. Klinicheskij sluchaj sindroma P'era Robena u novorozhdennogo rebenka [A clinical case of Pierre Robin syndrome in a newborn baby]. Prakticheskaya medicina [Applied medicine]. 6 (75) noyabr'. 2013. Pp. 172-174.

6.   Dubin S.A., Komelyagin D.YU., Zlygareva N.V., Strogonov I.A., Roginskij V.V., Poluektov M.G. Hirurgicheskoe lechenie novorozhdennyh i grudnyh detej s sindromom P'era Robena [Surgical treatment of newborns and infants with Pierre Robin syndrome]. Rossijskij Vestnik detskoj hirurgii [Russian Bulletin of Pediatric Surgery]. Anesteziologii i reanimatologii [Anesthesiology and resuscitation]. No. 2. 2011. Pp. 33-39.

7.   Durnovo E.A., Glyavina I.A., Monakova N.E. Diagnosticheskie i lechebnye aspekty reabilitacii detej s vrozhdennymi porokami razvitiya lica v Nizhegorodskoj oblasti [Diagnostic and treatment aspects of rehabilitation of children with congenital facial malformations in the Nizhny Novgorod region]. Rossijskij stomatologicheskij zhurnal [Russian Dental Journal]. No. 5. 2013. Pp. 46-48.

8.   Kamaeva T.R., Batomunkueva V.V. Profilakticheskaya SHkola dlya beremennyh zhenshchin, bol'nyh saharnym diabetom [Preventive School for Pregnant Women with Diabetes]. Vestnik Buryatskogo Gosuniversiteta [Bulletin of Buryat State University]. 2011. No. 12. Pp. 145-146.

9.   Kasimovskaya N.A., SHatova E.A. Vrozhdennaya rasshchelina guby i nyoba u detej: rasprostranennost' v Rossii i v mire, gruppy faktorov riska [Congenital cleft lip and palate in children: prevalence in Russia and in the world, groups of risk factors. Questions of modern pediatrics]. Voprosy sovremennoj pediatrii [Questions of modern pediatrics]. 2020; 19 (2): 142–145. doi: 10.15690/vsp.v19i2.2107.

10. Korsak A.K. Medicinskaya reabilitaciya detej s vrozhdennymi rasshchelinami verhnej guby i neba: ucheb.-metod. Posobie [Medical rehabilitation of children with congenital cleft upper lip and palate: study-methodological grant]. A. K. Korsak, M. L. Borovaya. Minsk: BGMU, 2008. 64 p.

11. Kotlukov V.K., Kuz'menko L.G., Antipova N.V., Polyakov M.V. Osobennosti vskarmlivaniya nedonoshennyh detej grudnym molokom [Features of feeding premature babies with breast milk]. Voprosy sovremennoj pediatrii [Questions of modern pediatrics]. 2011. Vol. 10. No. 6. Pp. 170-175.

12. Larina O.D., Rudomyotova YU.YU., Novikova T.V. Obuchenie personala pravilam kormleniya – obyazatel'nyj aspekt logopedicheskoj raboty po preodoleniyu postinsul'tnoj disfagii [Personnel training in feeding rules is a mandatory aspect of speech therapy to overcome post-stroke dysphagia]. Lechashchij Vrach [Attending physician]. 2022; 5-6 (25): 64-69.

13. Levadnaya A.V., SHnejderman M.G., Kostycheva A.A., Pikalova A.A. Rossijskoe ustrojstvo dlya dokorma detej scezhennym grudnym molokom ili adaptirovannoj molochnoj smes'yu [Russian device for feeding children with expressed breast milk or adapted milk formula]. Neonatologiya: novosti, mneniya, obuchenie [Neonatology: news, opinions, training]. 2022. Vol. 10. No. 1. Pp. 23-28. DOI: https://doi.org/10.33029/2308-2402-2022-10-1-23-28.

14. Minaeva N.V., Islamova R.I., Bazhenova M.I. Vyezdnaya patronazhnaya palliativnaya medicinskaya pomoshch' detyam: dvuhletnij opyt raboty nekommercheskoj blagotvoritel'noj organizacii [Pediatric Visiting Palliative Care: Two Years Experience with a Nonprofit Charity]. Voprosy sovremennoj pediatrii [Questions of modern pediatrics]. 2020; 19 (1): 46–56. doi: 10.15690/vsp.v19i1.2085.

15. Obuhova N.V., Rogozhina YU.S. Etapy logopedicheskoj raboty s det'mi rannego vozrasta, imeyushchimi vrozhdennuyu rasshchelinu guby i neba [Stages of speech therapy for young children with congenital cleft lip and palate]. Special'noe obrazovanie [Vocational education]. 2019. No. 2. Pp. 128-145.

16. Polevichenko E.V., Kumirova E.V. Osnovy organizacii pitaniya pediatricheskih palliativnyh pacientov (posobie dlya vrachej i srednih medicinskih rabotnikov) [The basics of catering for pediatric palliative patients (manual for doctors and nurses)]. Moscow. R. Valent. 2014. 44 p.

17. Po materialam VOZ [Adapted from WHO]. Problemy novorozhdennyh i mladencev rannego vozrasta [Problems of newborns and infants]. Pediatricheskaya farmakologiya [Pediatric Pharmacology]. 2013.  Vol. 10. No. 1. Pp. 94-106.

18. Sodikov B.R., Inoyatov A.SH., Norova A.N. Funkcional'nye narusheniya u detej s vrozhdennoj rasshchelinoj guby i neba (na primere sobstvennyh issledovanij) [Functional impairment in children with congenital cleft lip and palate (using own research as an example]. Vestnik Soveta molodyh uchenyh i specialistov CHelyabinskoj oblasti [Bulletin of the Council of Young Scientists and Specialists of the Chelyabinsk Region]. No. 2 (13). Vol.1. 2016. Pp. 24-28.

19. Stepanova YU.V., Cyplakova M.S. Osnovnye napravleniya v kompleksnoj reabilitacii detej s vrozhdennymi rasshchelinami guby i neba [The main directions in the complex rehabilitation of children with congenital cleft lips and palate]. Ortopediya, travmatologiya i vosstanovitel'naya hirurgiya detskogo vozrasta [Orthopaedics, Traumatology and Pediatric Restorative Surgery]. 2013. Vol. 1. Vypusk 1. Pp. 36-43.

20. Supiev T.K., Negametzyanov N.G., Katasonova E.S., Kozhabekov E.M. Neotlozhnaya medicinskaya pomoshch' detyam s vrozhdennoj rasshchelinoj verhnej guby i nyoba [Medical emergency for children with congenital cleft upper lip and palate]. Vestnik KAZNMU. No. 2. 2012. Pp. 161-166.

21. CHikina O.G., Blagonravova A.S. Risk razvitiya infekcij, svyazannyh s okazaniem medicinskoj pomoshchi, pri vyhazhivanii novorozhdennyh s ekstremal'no nizkoj i ochen' nizkoj massoj tela [Risk of care-associated infections when nursing extremely low and very low birth weight newborns]. Medicinskij Al'manah [Medical Almanac]. No. 4 (49), sentyabr'. 2017. Pp. 46-53.

22. SHatova E.A. Organizaciya eksperimental'noj "SHkoly kormleniya" dlya zhenshchin s rebenkom s vrozhdennoj rasshchelinoj guby i/ili neba posle vypiski iz rodil'nogo doma [Organization of an experimental "Feeding School" for women with a child with congenital cleft lip and/or palate after discharge from the maternity hospital]. MEDICUS. 2024. No. 5 (59). ISSN 2409-563X. Pp. 51-60.

23. Elektronnyj resurs udalennogo dostupa: https://childface-fund.ru/novosti/rasshhelina-neba-i-rasshhelina-guby-i-neba/ (Data obrashcheniya: 07.11.2023).

24. Elektronnyj resurs udalennogo dostupa: https://sterilno.com/blog/statiya-nazogastralnyi-zond-algoritm-vvedeniya-kormlenie.html (Data obrashcheniya: 07.11.2023).

25. Elektronnyj resurs udalennogo dostupa: https://www.baby-chick.com/what-is-an-ibclc/ (Data obrashcheniya: 20.11.2023).

26. Elektronnyj resurs udalennogo dostupa: https://www.gillettechildrens.org/your-visit/patient-education/feeding-your-baby-with-cleft-lip-and-palate (Data obrashcheniya: 20.11.2023).

27. Elektronnyj resurs udalennogo dostupa: https://jmdr-idea.com/articles/a-feeding-appliance-for-a-newborn-with-veau-type-iii-cleft-lip-and-palate-a-case-report (Data obrashcheniya: 20.11.2023).

28. Elektronnyj resurs udalennogo dostupa: https://sciencerepository.org/technique-of-managing-a-cleft-palate-in-a-newborn_DOBCR-2019-2-104 (Data obrashcheniya: 20.11.2023).

29. Elektronnyj resurs udalennogo dostupa: https://www.zvezda-m.ru/ (Data obrashcheniya: 24.06.2024 g.)

30. Dash Manjubala; Mohapatra, Devi Prasad; Dasha, Kulumina; Nayak, Sasmita. Measures for feeding infants with cleft lip/palate: A systematic review and metasynthesis. Journal of Cleft Palate and Craniofacial Anomalies 10 (1): pp. 14-25 January. June 2023 | DOI: 10.4103/jclpca.jclpca_27_22.

31. Dra. Rocio Gallego-Sobrino, De. Leire Esparza-Lasaga, Dr. Ignacio Moral-Sáez,  Dr. Gerardo Rodríguez-Martínez. Estado nutricional y crecimiento en ninos  nacidos com figures labiopalatina s. Nutritional status and growth in children born with cleft lip and palate. Cirugía Plástica 2020; 30 (1): 52-58.

32. Durham N., Mudrakola D.P., Ugrappa S., Jain A. (2016) Meeting the Challenge of Feeding a New Born Infant with Cleft Lip and Palate- A Case Report. Dentistry 6: 392. doi:10.4172/2161-1122.1000392.

33. Father Shafik Mahmoud Nassar, Samah Abdallah Mohammed Amer, Howaida Moawad Ahmed Aly. Feeding Protocol for Mothers Having Infant with Cleft Lip and Cleft Palate. American Journal of Nursing Science. Special Issue: Nursing Education and Research. Vol. 7, No. 3-1, 2018. Pp. 62-71. doi: 10.11648/j.ajns.s.2018070301.20.

34. Giesse Albeche Duarte, Ramon Bossardi Ramos, Maria Cristina de Almeida Freitas Cardoso. Feeding methods for children with cleft lip and/or palate: a systematic review. Braz J Otorhinolaryngol. 2016 Sep-Oct;82(5):602-9. doi: 10.1016/j.bjorl.2015.10.020. Epub 2016 Mar 2.

35. I am From Him, B. D. Sahib.Intervention in feeding children with cleft lip and palate: a practical approach to the effectiveness of feeding and weight gain. Surgical operation on the maxillofacial region. September 2011;40 (9):916-9. doi: 10.1016 /j.ijom.2011.04.017. Epub 2011, June 8. PMID: 21641186 DOI: 10.1016 / j.joom.2011.04.017.

36. Justine M. Ashby. Feeding Therapy and Techniques for Children with Cleft Lip/Palate. Southern Illinois University Carbondale Open SIUC. Rehabilitation Institute in the Graduate School Southern Illinois University  at Carbondale  May 2011 .

37. Parakrama Wijekoon,Thanuja Herath, Rahini Mahendran. ""Awareness of feeding, growth and development among mothers of infants with cleft lip and/or palate". Contents lists available at ScienceDirect Helion. Received 31 October 2018; Received in revised form 16 July 2019; Accepted 18 November 2019 2405-8440/© 2019 The Authors. Published by Elsevier Ltd. This is an open access article under the CC BY-NC-ND license  (http://creativecommons.org/licenses/byncnd/4.0/).https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2019.e02900.

38. Swamy A.S., Santhosh G. Nutritional status of children with cleft lip, cleft palate and knowledge of their mothers at health care centres. Int J Health Sci Res. 2018; 8(9):215-224.

39. Trainer's Manual. Supporting comprehensive cleft care through feeding and nutrition. Smile Train, 2022.

40. Ueki S., Fujita A., Kumagai Y. et al., Bottle-feeding techniques for children with cleft lip and palate experiencing feeding difficulties, International Journal of Nursing Sciences, https://doi.org/10.1016/j.ijnss.2022.12.004.

41. Vanessa Martin, Sheila Greatrex-White. Assessment of factors affecting feeding in children with cleft palate with and without cleft lip. J Child health protection. 2014 Mar;18(1):72-83. doi: 10.1177/1367493512473853. Epub 2013, February 25. PMID: 23439590 DOI: 10.1177/1367493512473853.

 

Материал поступил в редакцию 24.06.24

 

ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF FEEDING A NEWBORN WITH CONGENITAL CLEFT LIP AND PALATE IN A MATERNITY HOSPITAL IN RUSSIA AND WORLDWIDE.

REVIEW ARTICLE

 

E.A. Shatova, Assistant, Department of Nursing and Social Work Management

FSAEI HE I.M. Sechenov First Moscow State Medical University

Ministry of Health of the Russian Federation

(110948, Russia, Moscow, Trubetskaya street, 8, building 2)

E-mail: evgeniasp83@mail.ru

 

Abstract. Analysis of foreign and domestic scientific publications was carried out, the search for sources was carried out in the PubMed, Web of Science, Google Scholar, Cochrane Systematic Reviews, Scopus, EBSCO, ProQuest, CyberLeninka, Elibrary databases, which present feeding methods, problems of parents and medical personnel when caring for a newborn baby with congenital cleft lip and palate in a maternity hospital. Literature searches were conducted between September 29, 2023 and June 24, 2024. The search strategy was to use the following terms (MeSH): evaluation of the effectiveness of feeding a baby with congenital cleft lip and palate in the maternity hospital, cleft lip and palate: breastfeeding, feeding efficiency, bottle feeding, typical feeding problems of parents. Links to selected articles were manually searched to identify other possible studies for inclusion in the review. The review included 42 studies. Based on the available foreign and domestic literature, the presented systematic review aims to study and describe studies comparing feeding methods of children with different types of cleft lip/palate in a maternity hospital in order to assess the effectiveness of feeding, in order to prepare parents for the often difficult task of feeding children with this pathology.

Keywords: cleft lip and palate, feeding, nasogastric tube, assessment of feeding efficiency, feeding in maternity hospital, safe feeding algorithm.