Телефон: 8(962) 7600-119

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОНОКЛОНАЛЬНЫХ АНТИТЕЛ В ПАТОГЕНЕТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ РАССЕЯННОГО СКЛЕРОЗА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ: ОПЫТ И РЕЗУЛЬТАТЫ

  

УДК/UDC 616.8-085.2/.3

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОНОКЛОНАЛЬНЫХ АНТИТЕЛ В ПАТОГЕНЕТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ РАССЕЯННОГО СКЛЕРОЗА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ: ОПЫТ И РЕЗУЛЬТАТЫ

С.С. Кайгородова, студент

ФГБОУ ВО «Иркутский государственный медицинский университет» Минздрава России

(664003, Россия, город Иркутск, ул. Красного Восстания, 1)

E-mail: kaigorodova.sonya@mail.ru

 

В.Д. Еременко, студент

ФГБОУ ВО «Иркутский государственный медицинский университет» Минздрава России

(664003, Россия, город Иркутск, ул. Красного Восстания, 1)

E-mail: eremenko.vladislava@bk.ru

 

А.Н. Бедина, врач-невролог

ОГБУЗ «Иркутская городская клиническая больница №3»

(664007, Россия, город Иркутск, ул. Тимирязева, 31)

E-mail: anna.bedina76@mail.ru

 

С.В. Николайчук, кандидат медицинских наук

ассистент кафедры нервных болезней

ФГБОУ ВО «Иркутский государственный медицинский университет» Минздрава России

(664003, Россия, город Иркутск, ул. Красного Восстания, 1)

E-mail: nikolaychuk79@inbox.ru

 

Ю.Н. Быков, доктор медицинских наук

Заведующий кафедрой нервных болезней, профессор

ФГБОУ ВО «Иркутский государственный медицинский университет» Минздрава России

(664003, Россия, город Иркутск, ул. Красного Восстания, 1)

E-mail: bykov1971@mail.ru

 

Аннотация. В данной статье рассматривается опыт применения моноклональных антител в патогенетическом лечении рассеянного склероза в Иркутской области. Цель данной работы заключается в изучении особенности клинического течения рассеянного склероза у пациентов, принимающих моноклональные антитела (окрелизумаб, натализумаб, алемтузумаб). В ходе исследования проведен ретроспективный анализ за 2019-2023 гг. на базе неврологического отделения ОГБУЗ ИГКБ №3. В ходе исследования была найдена корреляционная зависимость между значениями шкалой EDSS и длительностью терапии препаратами моноклональных антител, которая доказывает эффективность этих препаратов в отношении рассеянного склероза, перехода из прогредиентных форм в ремиттирующие и снижение риска осложнений, инвалидизации пациентов.

Ключевые слова: рассеянный склероз, моноклональные антитела, окрелизумаб, натализумаб, алемтузумаб.

 

Рассеянный склероз (РС) – хроническое заболевание центральной нервной системы, приводящее к очаговым и диффузным аутоиммунно-воспалительным и нейродегенеративным поражением [9].

РС занимает 4 место среди наиболее распространенных неврологических нозологий в Российской Федерации, уступая острому нарушению мозгового кровообращения, эпилепсии, паркинсонизму [3]. По опубликованным данным, в России насчитывается более 150 тысяч пациентов с РС, не менее 50% из которых стали инвалидами [2]. Также отмечается неуклонная тенденция к росту заболеваемости РС и омоложение контингента больных [4, 7]. По данным Multiple Sclerosis International Federation за 2008-2013 годы распространенность заболеваемости РС выросла на 10% за 5 лет с 30 до 33 случаев на 100 тысяч населения [9]

Исследования, посвященные опыту применения моноклональных антител (МАТ) в патогенетическом лечении РС остаются важными в современной научной и медицинской практике. Инновационные препараты, изменяющие течение рассеянного склероза (ПИТРС) 2-ой линии, такие как окрелизумаб, натализумаб, воздействуют на иммунный ответ, замедляют прогрессирования заболевания и снижают частоту обострений [1, 3].

Несмотря на активную разработку ПИТРС, заболевание чаще всего не удается полностью контролировать. Основной целью долговременной терапии РС является предупреждение прогрессирования болезни и нарастания инвалидизации [8].

Для изучения особенностей клинического течения РС у пациентов Иркутской области, принимающих МАТ (окрелизумаб, натализумаб, алемтузумаб) был проведен ретроспективный анализ за период 2019-2023 года на базе неврологического отделения ОГБУЗ ИГКБ №3. Было подобрано 69 форм 003/у пациентов, имеющих РС в возрасте 39,1±8,7 лет; ДИ [37; 41,2], и принимающие МАТ: окрелизумаб, натализумаб, алемтузумаб (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Распределения пациентов по возрасту

 

Соотношение полов среди пациентов, включенных в исследование, было следующим: 29 (42%) лиц мужского и 40 (58%) женского пола. Процентное содержание различных типов течения РС в выборке составляет: 22% – первично-прогредиентный, 33,8% – вторично-прогредиентный и 44,2% ремиттирующий. Разделение на группы проводилось в зависимости от терапии. Пациенты, принимающие натализумаб – 1-я группа (n=22). 2-я группа – пациенты, принимающие окрелизумаб (n=47). К учетным признакам были отнесены: возраст, пол, течение заболевания, длительность заболевания (годы), длительность терапии (месяцы), смена препарата на другой ПИТРС 2-ой линии, шкала оценки степени инвалидизации (Expanded Disability Status Scale  шкала EDSS).

Статистическая обработка результатов проведена с расчетом среднеарифметического значения±стандартного отклонения, доверительного интервала (ДИ), t-критерия Стьюдента. Данные статистически обработаны с использованием STATISTICA 8, Windows Excel 2010.

При проведении исследования установлено, что средняя длительность заболевания РС 10,42±6 лет (1/27); ДИ [9; 11,8] (рис. 2).

 

 

Рис. 2. Распределения пациентов по длительности заболевания рассеянным склерозом в годах

 

Среднее значение по шкале EDSS во всей выборке составляет 4,32±1,33; ДИ [1,71; 6,93] (рис. 3).

 

Рис. 3. Распределения пациентов по значениям шкалы EDSS

 

Наблюдается слабая положительная корреляция (r=0,194), p <0,05) между длительностью терапии и шкалой EDSS во всей выборке (рис. 4).

 

 

Рис. 4. Корреляционная зависимость длительности заболевания рассеянным склерозом и значений по шкале EDSS

 

Средняя длительность терапии препаратами в группах составляет: 1-ая - 25,08±20,1 месяцев; ДИ [16,7; 33,5] (рис. 5), 2-ая - 9,8±10,4 месяцев; ДИ [6,8; 12,8]. Т-критерий Стьюдента = 3,36 (p=0,001) (рис. 6).

 

 

Рис. 5. Распределения длительности терапии натализумабом в месяцах

 

Рис. 6. Распределения длительности терапии окрелизумабом в месяцах

 

В каждой группе препаратов рассчитывались средние показатели по шкале EDSS: в 1-ой группе составляет 4,17±1,44; ДИ [1,87; 7] (рис. 7), во 2-ой группе - 4,39±1,28; ДИ [1,88; 6.9] (рис. 8). 4 балла по шкале EDSS свидетельствуют о том, что в исследуемые пациенты Иркутской области не нуждались в помощи, могли самостоятельно передвигаться [5].

 

 

Рис. 7. Распределения пациентов 1-ой группы по значениями шкалы EDSS

 

 

Рис. 8. Распределения пациентов 2-ой группы по значениями шкалы EDSS

Корреляция слабая положительная (r=0,285, p <0,05) между длительностью терапии натализумаб и значениями по шкале EDSS в 1-ой группе (рис. 9), а корреляционная зависимость между длительностью терапии окрелизумабом и значениями по шкале EDSS во 2-ой группе слабая отрицательная (r=-0,0336, p <0,05) (рис. 10).

 

 

Рис. 9. Корреляционная зависимость длительности терапии натализумабом и значений по шкале EDSS в 1-ой группе

 

 

Рис. 10. Корреляционная зависимость длительности терапии окрелизумабом и значений по шкале EDSS во 2-ой группе

 

В 1-ой группе (n=22), принимавших натализумаб, у 6 пациентов (27,28%) отмечается изменение типа течения РС: у 5 - с ремиттирующего на вторично-прогредиентный, у 1 - с ремиттирующего на высокоактивный, прогрессирующий (рис. 11).

 

 

Рис. 11. Доля пациентов с измененным типом течения рассеянного склероза

 

Трем из шести пациентам (50%) была проведена смена препарата на окрелизумаб, остальным 50% планируется смена ПИТРС 2-ой линии.

8 пациентам из 1-ой группы (36,36%) проводилась смена натализумаб на другой ПИТРС 2-ой линии (окрелизумаб – 7, алемтузумаб - 1) (рис. 12).

 

 

Рис. 12. Доля пациентов, которым проводилась смена препаратов, изменяющих течение рассеянного склероза 2-ой линии

 

Причины смены ПИТРС 2-ой линии наблюдались следующие: ухудшение клинического течения РС (усугубление вестибуло-координаторных нарушений, выраженная слабость в нижних конечностях, онемение в стопах, шаткость при ходьбе, периодически усиливающаяся, потребность в опоре (трости) ввиду выраженной шаткости ходьбы, трудности спуска и подъема по лестнице; периодическое чувство жжения в нижних конечностях; эпизоды частых позывов на мочеиспускание, учащенное мочеиспускание, «туман перед глазами», двоение при взгляде влево, боли в пояснице, эпизод гипертермии неуточненной этиологии с выраженными дизурическими расстройствами и отеками); приступообразные состояния (пароксизмы), во время которых резко усиливается общее дрожание, возникает одышка, чувство нехватки воздуха страха, ощущение сердцебиения; усугубление неврологического дефицита с нарастанием баллов по шкале EDSS; сохранение высокого титра антител против вируса Джона Каннингема (JCV) при приеме натализумаба; ограничение реализации препарата, отсутствие препарата.

Рекомендуется регулярно обследовать пациентов, получающих натализумаб, на предмет риска развития ПМЛ, периодически проводить МРТ головного мозга и исследовать антитела JCV [2]. Однако отмечается нарастание неврологического дефицита при приеме ПИТРС 2-ой линии, например натализумаб, не связанное с развитием прогрессирующей мультифокальной лейкоэнцефалопатии (ПМЛ), отмена препарата часто приводит к появлению обострений [6].

Исходя из вышеизложенного, терапия МАТ является эффективным средством в отношении РС. ПИТРС 2-ой линии назначаются при тяжелом высокоактивном течении заболевания и достаточно быстро приводят к снижению активности патологического процесса и регрессу клинических данных у исследованных пациентов. Во всех представленных случаях отмечается выраженный положительный результат в виде облегчения степени тяжести симптомов и отсутствии активности заболевания по данным МРТ. В условиях реальной клинической практики назначение этих препаратов приводит к значительному улучшению и меняет течение заболевания из прогредиентных форм в ремиттирующий тип течения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белова, А.Н., Шейко, Г.Е., Белова, Е.М. Препараты, изменяющие течение рассеянного склероза: взгляд в будущее // Неврологический вестник. 2020. №3(52). С. 41-54.
  2. Журавлева, М.В., Давыдовская, М.В., Лучинина, Е.В., Шелехова, Т.В., Кургузова, Д.О., Сереброва, С.Ю. Сравнение клинических преимуществ препаратов второй линии, изменяющих течение рассеянного склероза // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2020. № 120(8). С. 148-153.
  3. Лащ, Н.Ю. Моноклональные антитела в терапии рассеянного склероза: от клинических исследований к практическому применению // Медицинский совет. 2020. №8. С. 88-94.
  4. Помников, В.Г., Самсоненко, О.О., Сенькина, А.Г., Крицкая, Л.А., Прохоров, А.А., Делокян, Г.А. Рассеянный склероз: анализ первичной инвалидности в Санкт-Петербурге за 2016-2018 годы // Российский медицинский журнал. 2021.№5(26). С. 279-282.
  5. Прокофьева, А.А., Масалева, И.О., Масалева, И.О. Применение шкалы EDSS в практике врача для оценки степени инвалидности пациента // Инновационный потенциал развития общества: взгляд молодых ученых. 2020. С. 57-58.
  6. Спирин, Н.Н., Касаткин, Д.С., Матсон, М.Д., Елеманов, У.А., Шумаков, И.Е. Вторично-прогрессирующий рассеянный склероз: новые подходы к диагностике и терапии // Нервные болезни. 2022. №3. С. 10-15.
  7. Суминов, В.В., Анциферова, Е.В. Сравнение распространенности рассеянного склероза в Российской федерации и за её пределами // Молодежный инновационный вестник. 2022.S1(11). С. 314-317.
  8. Тотолян, Н.А., Алифирова, В.М., Бахтиярова, К.З. и др. Рекомендации по переключению пациентов с высокоактивным рассеянным склерозом с других препаратов, изменяющих течение рассеянного склероза, на кладрибин в таблетках // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика.  2020. №12(5). С. 138-145.
  9. Хачанова, Н.В., Евдошенко, Е.П., Скоромец, А.А., Пронин, И.Н., Гузева, В.И., Барабанова, М.А., Бахтиярова, К.З., Батышева, Т.Т., Бойко, А.Н., Брюхов, В.В., Давыдовская, М.В., Власов, Я.В., Вельмейкин, С.Б., Гузева, О.В., Заславский, Л.Г., Коробко, Д.С., Малкова, Н.А., Макшаков, Г.С., Шумилина, М.В., Спирин, Н.Н., Хабиров, Ф.А., Якушина, Т.И. Рассеянный склероз у взрослых и детей: Федеральные клинические рекомендации по ведению больных. Москва, 2022. 163 с.

 

REFERENCES

1.   Belova A.N., SHejko G.E., Belova E.M. Preparaty, izmenyayushchie techenie rasseyannogo skleroza: vzglyad v budushchee [Drugs that change the course of multiple sclerosis: a look into the future]. Nevrologicheskij vestnik [Neurological Bulletin]. 2020. No. 3(52). Pp. 41-54.

2.   ZHuravleva M.V., Davydovskaya M.V., Luchinina E.V., SHelekhova T.V., Kurguzova D.O., Serebrova S.YU. Sravnenie klinicheskih preimushchestv preparatov vtoroj linii, izmenyayushchih techenie rasseyannogo skleroza [Comparison of clinical benefits of second-line disease-modifying therapies for multiple sclerosis]. ZHurnal nevrologii i psihiatrii im. S.S. Korsakova [Journal of Neurology and Psychiatry named after S.S. Korsakov]. 2020. No. 120(8). Pp. 148-153.

3.   Lashch N.YU. Monoklonal'nye antitela v terapii rasseyannogo skleroza: ot klinicheskih issledovanij k prakticheskomu primeneniyu [Monoclonal antibodies in multiple sclerosis therapy: from clinical trials to practical use]. Medicinskij sovet [Medical Council]. 2020. No. 8. Pp. 88-94.

4.   Pomnikov V.G., Samsonenko O.O., Sen'kina A.G., Krickaya L.A., Prohorov A.A., Delokyan G.A. Rasseyannyj skleroz: analiz pervichnoj invalidnosti v Sankt-Peterburge za 2016-2018 gody [Multiple sclerosis: analysis of primary disability in St. Petersburg for 2016-2018]. Rossijskij medicinskij zhurnal [Russian Medical Journal]. 2021. No. 5(26). Pp. 279-282.

5.   Prokof'eva A.A., Masaleva I.O., Masaleva I.O. Primenenie shkaly EDSS v praktike vracha dlya ocenki stepeni invalidnosti pacienta [Application of EDSS in physician practice to assess patient disability]. Innovacionnyj potencial razvitiya obshchestva: vzglyad molodyh uchenyh [Innovative potential for the development of society: the view of young scientists]. 2020. Pp. 57-58.

6.   Spirin N.N., Kasatkin D.S., Matson M.D., Elemanov U.A., SHumakov I.E. Vtorichno-progressiruyushchij rasseyannyj skleroz: novye podhody k diagnostike i terapii [Secondary progressive multiple sclerosis: new approaches to diagnosis and therapy]. Nervnye bolezni [Nervous diseases]. 2022. No. 3. Pp. 10-15.

7.   Suminov V.V., Anciferova E.V. Sravnenie rasprostranennosti rasseyannogo skleroza v Rossijskoj federacii i za eyo predelami [Comparison of the prevalence of multiple sclerosis in the Russian Federation and abroad]. Molodezhnyj innovacionnyj vestnik [Youth Innovation Bulletin]. 2022. No. S1(11). Pp. 314-317.

8.   Totolyan N.A., Alifirova V.M., Bahtiyarova K.Z. i dr. Rekomendacii po pereklyucheniyu pacientov s vysokoaktivnym rasseyannym sklerozom s drugih preparatov, izmenyayushchih techenie rasseyannogo skleroza, na kladribin v tabletkah [Recommendations for switching patients with highly active multiple sclerosis from other disease-modifying drugs to cladribine tablets]. Nevrologiya, nejropsihiatriya, psihosomatika [Neurology, neuropsychiatry, psychosomatics]. 2020. No. 12(5). Pp. 138-145.

9.   Hachanova N.V., Evdoshenko E.P., Skoromec A.A., Pronin I.N., Guzeva V.I., Barabanova M.A., Bahtiyarova K.Z., Batysheva T.T., Bojko A.N., Bryuhov V.V., Davydovskaya M.V., Vlasov YA.V., Vel'mejkin S.B., Guzeva O.V., Zaslavskij L.G., Korobko D.S., Malkova N.A., Makshakov G.S., SHumilina M.V., Spirin N.N., Habirov F.A., YAkushina T.I. Rasseyannyj skleroz u vzroslyh i detej: Federal'nye klinicheskie rekomendacii po vedeniyu bol'nyh [Multiple sclerosis in adults and children: Federal clinical guidelines for the management of patients]. Moscow, 2022. 163 p.

 

Материал поступил в редакцию 01.11.24

 

 

USE OF MONOCLONAL ANTIBODIES IN PATHOGENETIC THERAPY OF MULTIPLE SCLEROSIS IN IRKUTSK REGION: EXPERIENCE AND RESULTS

 

S.S. Kaigorodova, Student

FSBEI HE "Irkutsk State Medical University" of the Ministry of Health of Russia

(664003, Russia, Irkutsk, Krasnoye Vosstaniya St., 1)

E-mail: kaigorodova.sonya@mail.ru

 

V.D. Eremenko, Student

FSBEI HE "Irkutsk State Medical University" of the Ministry of Health of Russia

(664003, Russia, Irkutsk, Krasnoye Vosstaniya St., 1)

E-mail: eremenko.vladislava@bk.ru

 

A.N. Bedina, Neurologist

Irkutsk City Clinical Hospital No. 3

(664007, Russia, Irkutsk, Timiryazeva St., 31)

E-mail: anna.bedina76@mail.ru

 

S.V. Nikolaychuk, Candidate of Medical Sciences

Assistant of the Department of Nervous Diseases

FSBEI HE "Irkutsk State Medical University" of the Ministry of Health of Russia

(664003, Russia, Irkutsk, Krasnoye Vosstaniya St., 1)

E-mail: nikolaychuk79@inbox.ru

 

Yu.N. Bykov, Doctor of Medical Sciences

Head of the Department of Nervous Diseases, Professor

FSBEI HE "Irkutsk State Medical University" of the Ministry of Health of Russia

(664003, Russia, Irkutsk, Krasnoye Vosstaniya St., 1)

E-mail: bykov1971@mail.ru

 

Abstract. This article discusses the experience of using monoclonal antibodies in the pathogenetic treatment of multiple sclerosis in the Irkutsk region. The aim of this study is to study the clinical course of multiple sclerosis in patients taking monoclonal antibodies (ocrelizumab, natalizumab, alemtuzumab). In the course of the study, a retrospective analysis was carried out for 2019-2023 on the basis of the neurological department of the Irkutsk City Clinical Hospital No. 3. In the course of the study, a correlation was found between the EDSS values  ​ and the duration of therapy with monoclonal antibody drugs, which proves the effectiveness of these drugs against multiple sclerosis, the transition from progressive forms to remitting forms and reducing the risk of complications and disability of patients.

Keywords: multiple sclerosis, monoclonal antibodies, ocrelizumab, natalizumab, alemtuzumab.