МОТИВАЦИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
УДК 613.96
МОТИВАЦИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
А. Есимханова, ассистент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и гигиены
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
"Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы"
(117198, Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6)
Е-mail: esimkhanova_a@pfur.ru
Ю.В. Иванова, студент
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
"Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы"
(117198, Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6)
Е-mail: ivanovaulia2005@mail.ru
Аннотация. Статья исследует мотивацию к здоровому образу жизни у студентов-медиков. Анализируются факторы, влияющие на их выбор: социальное окружение, культура, материальные условия, знания о здоровье, личные ценности, мотиваторы и уверенность в себе. Особое внимание уделяется специфическим вызовам: повышенный стресс, ненормированный график, нехватка времени на отдых и спорт, а также эмоциональные нагрузки, связанные с болезнями и смертью.
Ключевые слова: мотивация, здоровый образ жизни, студенты-медики, барьеры, привычки.
Актуальность
Современный мир сталкивается с растущей проблемой хронических заболеваний, которая не обошла стороной и молодое поколение. Студенты, в том числе и будущие врачи, все чаще подвержены риску развития сердечно-сосудистых заболеваний, диабета, ожирения и других недугов. «По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, лишь 14% студентов в нашей стране практически здоровы. У 50% отмечены функциональные нарушения, у 40% – хронические заболевания» [13]. Это тревожная тенденция, которая требует внимания и действий.
Особую актуальность эта проблема приобретает среди студентов медицинских специальностей. В их руках будет находиться здоровье будущих поколений, и их собственный образ жизни является примером для пациентов. Однако парадокс в том, что студенты, изучающие медицину, часто сами ведут нездоровый образ жизни, подвергая себя тем же рискам, с которыми они будут бороться в будущем.
Отсутствие достаточной информации о мотивации к здоровому образу жизни среди студентов медицинских специальностей усугубляет ситуацию. Необходимо глубоко изучить факторы, влияющие на их выбор в пользу здоровых привычек или против них. Только поняв причины низкой мотивации, мы сможем разработать эффективные стратегии повышения интереса к здоровому образу жизни среди будущих медицинских работников.
Цель настоящей статьи – проанализировать факторы, влияющие на мотивацию к здоровому образу жизни у студентов медицинских специальностей. Проведение исследований в этой области поможет сформировать здоровое поколение медицинских работников, способных вести здоровый образ жизни и давать пример своим пациентам.
Материалы и методы
Для проведения данного литературного обзора была проведена систематическая поисковая работа в базах данных PubMed, Web of Science, РИНЦ и библиотеках научных публикаций. Ключевые слова для поиска включали: «мотивация», «здоровый образ жизни», «студенты-медики», «вредные привычки». В поиск были включены научные статьи, опубликованные на русском языке, за последние 10 лет.
Результаты
Молодежная аудитория осознает важность здорового образа жизни (ЗОЖ) и связывает его с общим благополучием, однако часто сталкивается с нехваткой времени и информации о правильных подходах к образу жизни [2, 11]. Спорт рассматривается студентами как важная часть ЗОЖ, однако уровень вовлеченности различается. Тем не менее, регулярные занятия физической культурой способствуют улучшению как физического, так и психического состояния [2, 12, 13]. Социальное взаимодействие является важным фактором, способствующим ведению ЗОЖ. Поддержка сверстников и семьи является мотивирующим фактором в стремлении к активному образу жизни [4,10].
«На формирование понятия о здоровом образе жизни у студентов сильное влияние оказывает их окружение, друзья, а также молодежные течения и мода» [2]. Социальное окружение, культурные нормы влияют на предпочтения в питании, отношение к алкоголю и табаку, и на привычки в отношении к физической активности.
Студенты из разных культур могут иметь разные представления о здоровом образе жизни, что может осложнять формирование единых стандартов в университетской среде. Студенты с ограниченными финансовыми возможностями могут испытывать трудности с доступом к качественным продуктам и спортивным площадкам [4, 12].
Уровень осведомленности студентов о вредных привычках и их последствиях является ключевым фактором. Недостаток информации или неправильное ее восприятие могут приводить к заниженной оценке рисков и недостаточному желанию изменить образ жизни.
Желание прожить долгую и здоровую жизнь, повысить качество своей жизни, добиться успеха в профессии – все это может служить мощной мотивацией для изменения образа жизни. Студенты, которые видят прямую связь между здоровьем и успехом в профессии, более склонны к здоровым привычкам. Но зачастую «ценность здоровья, на данном этапе жизни человека, если и осознается, то не актуализируется в достаточной степени, и скорее носит декларативный характер» [11].
Обучение в медицинском вузе – это постоянный стресс, связанный с большими объемами информации, высокими требованиями к успеваемости и конкурентной средой. Стресс может приводить к неправильным питательным привычкам, отказу от физической активности и использованию алкоголя или табака как способа снятия стресса. «В ряде научных исследований отмечено, что питание обучающихся в медицинских вузах в большинстве случаев не соответствует физиологическим нормам, является несбалансированным» [13].
Студенты-медики часто работают сверх учебного расписания, посвящая время практике, дежурствам в больницах, а также подготовке к экзаменам и семинарам. «Студенты испытывают чувство напряженности, стресса или сильной подавленности, основная причина которого является большой объем учебной нагрузки» [7]. Недостаток времени на отдых, питание и физическую активность становится серьезным барьером для ЗОЖ. Постоянная загруженность оставляет мало времени для физической активности и отдыха. Это приводит к снижению иммунитета, увеличению риска хронических заболеваний и потере мотивации к здоровому образу жизни. Как утверждают И. Н. Бобровский и Т. В. Варфоломеева (2020), «в соответствии с особенностями профессии высококвалифицированный труд врача на современном этапе требует определенной физической подготовленности», поэтому важно помочь студентам организовать свой время и найти баланс между учебой и здоровьем.
Заключение
В заключение, необходимо отметить, что мотивация к здоровому образу жизни у студентов медицинских специальностей – это не просто личная ответственность, а важный фактор формирования профессиональной идентичности будущих медицинских работников. Их собственный образ жизни является примером для пациентов, и они должны быть способны не только лечить болезни, но и пропагандировать здоровый образ жизни.
На основании обзора авторы заключили, что мотивация к здоровому образу жизни — это комплексный процесс, влияющий на множество факторов. Необходимо учитывать как внешние условия, так и внутренние мотиваторы, специфику медицинских специальностей и существующие барьеры. В будущем необходимо проводить дальнейшие исследования в этой области для уточнения причин низкой мотивации и разработки новых эффективных стратегий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бобровский, И.Н. Ценностное отношение к здоровью студентов медицинского вуза / И. Н. Бобровский, Т. В. Варфоломеева // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – № 12-2(102). – С. 113-117. – DOI 10.23670/IRJ.2020.102.12.055. – EDN VHOIOQ.
- Бычков, Н.В. Восприятие здорового образа жизни и отношение к спорту молодежной аудитории / Н. В. Бычков // Молодежная наука: тенденции развития. – 2023. – № 2. – С. 55-63. – EDN ISJETH.
- Ванчакова, Н.П. Формирование навыков обучения здоровому образу жизни у студентов медицинского вуза: педагогические аспекты / Н. П. Ванчакова, Ю. В. Эмануэль // Непрерывное образование. – 2022. – № 3(41). – С. 44-48. – EDN LUTSDC.
- Захарова, М.В. Социальная поддержка студенческой молодежи в вузе / М. В. Захарова, Т. В. Никулина, О. М. Веретенникова // Научные результаты в социальной работе. – 2023. – Т. 2, № 2. – С. 86-92. – DOI 10.18413/2949-267X-2023-2-2-3. – EDN EHQJAC.
- Камышникова, Л.А. Соблюдение принципов здорового образа жизни, в фокусе - студенты медицинского института / Л. А. Камышникова, Б. С. Макарян // Научный результат. Серия: Медицина и фармация. – 2015. – Т. 1, № 3. – С. 64-71. – DOI 10.18413/2313-8955-2015-1-3-64-72. – EDN VHYXDL.
- Конобейская, А.В. Здоровье и здоровый образ жизни как важные составляющие качества образования / А. В. Конобейская // Дальний Восток: проблемы развития архитектурно-строительного комплекса. – 2019. – № 1-2. – С. 389-392. – EDN XOCYBQ.
- Корякина, Н.И. Медико-социальный анализ влияния учебного процесса на состояние здоровья студентов медицинского института / Н. И. Корякина, Л. Ф. Тимофеев // Тенденции развития науки и образования. – 2023. – № 95-5. – С. 29-32. – DOI 10.18411/trnio-03-2023-225. – EDN YZPMMU.
- Лешкевич, С.А. Повышение знаний о сохранении здоровья с учетом текущего образа жизни студентов вуза / С. А. Лешкевич, В. А. Лешкевич, С. Ю. Каргина, А. С. Лешкевич // Физическая культура. Рекреация. Спорт : Материалы VI Международной научно-практической конференции, Севастополь, 25–28 мая 2022 года / Отв. редактор В.П. Строшков. – Севастополь: Общество с ограниченной ответственностью "Интерактивные технологии", 2022. – С. 275-280. – EDN IGSKLQ.
- Перетолчин, Е.В. Исследование сформированности знаний о культуре ЗОЖ среди студентов медицинского вуза / Е. В. Перетолчин, С. А. Тигунцев // Физическая культура, спорт, туризм: наука, образование, технологии : Материалы IХ Всероссийской с международным участием научно-практической конференции магистрантов и молодых ученых, Челябинск, 20 апреля 2021 года. – Челябинск: Уральский государственный университет физической культуры, 2021. – С. 214-215. – EDN SUNITZ.
- Протопопова, Т.В. Формирование основ здорового образа жизни у студентов первого курса Медицинского института / Т. В. Протопопова, А. А. Портнягина, С. И. Балданова, А. Е. Потапова // Научные исследования: теория, методика и практика : Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 29 января 2018 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2018. – С. 31-32. – EDN YRTZTB.
- Пузанова, Ж.В. Здоровый образ жизни: понимание и отношение студенческой молодежи (по результатам фокус-групповых исследований) / Ж. В. Пузанова, И. В. Чеховский // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2014. – № 4. – С. 135-150. – EDN SYLZZB.
- Семенова, В.Н. Здоровье студента - медика / В. Н. Семенова, Н. А. Галузо, Н. Г. Никифорова // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. – 2017. – Т. 19, № 1. – С. 84-85. – EDN XTCTDX.
- Шестера, А.А. Оценка физического развития и образа жизни студентов младших курсов медицинского вуза / А. А. Шестера, Л. В. Транковская, Е. В. Каерова, Л. Н. Нагирная // Российский вестник гигиены. – 2024. – № 2. – С. 22-28. – DOI 10.24075/rbh.2024.097. – EDN HTACLX.
REFERENCES
1. Bobrovskij I.N., Varfolomeeva T.V. Cennostnoe otnoshenie k zdorov`yu studentov medicinskogo vuza [Value attitude to the health of medical university students]. Mezhdunarodny`j nauchno-issledovatel`skij zhurnal. 2020. No.12-2(102). Pp. 113-117.
2. By`chkov N.V. Vospriyatie zdorovogo obraza zhizni i otnoshenie k sportu molodezhnoj auditorii [The perception of a healthy lifestyle and the attitude of the youth audience to sports]. Molodezhnaya nauka: tendencii razvitiya. 2023. No.2. Pp. 55-63.
3. Vanchakova N.P., E`manue`l` N.P. Formirovanie navy`kov obucheniya zdorovomu obrazu zhizni u studentov medicinskogo vuza: pedagogicheskie aspekty` [Formation of healthy lifestyle teaching skills among medical university students: pedagogical aspects]. Neprery`vnoe obrazovanie. 2022. No.3(41). Pp. 44-48.
4. Zaxarova M.V., Nikulina T.V., Veretennikova O.M. Social`naya podderzhka studencheskoj molodezhi v vuze [Social support for students at the university]. Nauchny`e rezul`taty` v social`noj rabote. 2023. T. 2, No.2. Pp. 86-92.
5. Kamy`shnikova L.A., Makaryan B.S. Soblyudenie principov zdorovogo obraza zhizni, v fokuse - studenty` medicinskogo instituta [Compliance with the principles of a healthy lifestyle, the focus is on students of the medical institute]. Nauchny`j rezul`tat. Seriya: Medicina i farmaciya. 2015. Vol. 1, No.3. Pp. 64-71.
6. Konobejskaya A.V. Zdorov`e i zdorovy`j obraz zhizni kak vazhny`e sostavlyayushhie kachestva obrazovaniya [Health and a healthy lifestyle as important components of the quality of education]. Dal`nij Vostok: problemy` razvitiya arxitekturno-stroitel`nogo kompleksa. 2019. No.1-2. Pp. 389-392.
7. Koryakina N.I., Timofeev L.F. Mediko-social`ny`j analiz vliyaniya uchebnogo processa na sostoyanie zdorov`ya studentov medicinskogo instituta [Medical and social analysis of the impact of the educational process on the health of students of the medical Institute]. Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya. 2023. No.95-5. Pp. 29-32.
8. Leshkevich S.A., Leshkevich V.A., Kargina S.Yu., Leshkevich A.S. Povy`shenie znanij o soxranenii zdorov`ya s uchetom tekushhego obraza zhizni studentov vuza [Improving knowledge about maintaining health, taking into account the current lifestyle of university students]. Fizicheskaya kul`tura. Rekreaciya. Sport: Materialy` VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Sevastopol`, 25–28 maya 2022 goda. 2022. Pp. 275-280.
9. Peretolchin E.V., Tiguncev S.A. Issledovanie sformirovannosti znanij o kul`ture ZOZh sredi studentov medicinskogo vuza [A study of the formation of knowledge about the culture of healthy lifestyle among medical university students]. Fizicheskaya kul`tura, sport, turizm: nauka, obrazovanie, texnologii: Materialy` IX Vserossijskoj s mezhdunarodny`m uchastiem nauchno-prakticheskoj konferencii magistrantov i molody`x ucheny`x, Chelyabinsk, 20 aprelya 2021 goda. 2021. Pp. 214-215.
10. Protopopova T.V., Portnyagina A.A., Baldanova S.I., Potapova A. E. Formirovanie osnov zdorovogo obraza zhizni u studentov pervogo kursa Medicinskogo instituta [Formation of the foundations of a healthy lifestyle among first-year students of the Medical Institute]. Nauchny`e issledovaniya: teoriya, metodika i praktika: Sbornik materialov IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Cheboksary`, 29 yanvarya 2018 goda. 2018. Pp. 31-32.
11. Puzanova Zh.V., Chexovskij I.V. Zdorovy`j obraz zhizni: ponimanie i otnoshenie studencheskoj molodezhi (po rezul`tatam fokus-gruppovy`x issledovanij) [Healthy lifestyle: understanding and attitude of students (based on the results of focus group studies)]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby` narodov. Seriya: Sociologiya. 2014. No.4. Pp. 135-150.
12. Semenova V.N., Galuzo N.A., Nikiforova N.G. Zdorov`e studenta - medika [Health of a medical student]. Zhurnal nauchny`x statej Zdorov`e i obrazovanie v XXI veke. 2017. Vol. 19, No.1. Pp. 84-85.
13. Shestera A.A., Trankovskaya L.V., Kaerova E.V., Nagirnaya L.N. Ocenka fizicheskogo razvitiya i obraza zhizni studentov mladshix kursov medicinskogo vuza [Assessment of physical development and lifestyle of undergraduate medical students]. Rossijskij vestnik gigieny`. 2024. No.2. Pp. 22-28.
Материал поступил в редакцию 12.12.24
MOTIVATION FOR A HEALTHY LIFESTYLE
AMONG MEDICAL STUDENTS (LITERATURE REVIEW)
A. Yessimkhanova, Assistant of the Department of Public Health, Healthcare and Hygiene
Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba
(117198, Russia, Moscow, Miklouho-Maklay St., 6)
Е-mail: esimkhanova_a@pfur.ru
Yu.V. Ivanova, Student
Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba
(117198, Russia, Moscow, Miklouho-Maklay St., 6)
Е-mail: ivanovaulia2005@mail.ru
Abstract. The article explores the motivation for a healthy lifestyle among medical students. The factors influencing their choice are analyzed: social environment, culture, material conditions, knowledge about health, personal values, motivators and self-confidence. Special attention is paid to specific challenges: increased stress, irregular schedule, lack of time for rest and sports, as well as emotional stress associated with illness and death.
Keywords: motivation, healthy lifestyle, medical students, barriers, habits.