Телефон: 8(962) 7600-119

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОТИВАЦИОННЫХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ПАНИЧЕСКОГО РАССТРОЙСТВА: КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

УДК 616.891.6

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОТИВАЦИОННЫХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ПАНИЧЕСКОГО РАССТРОЙСТВА: КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

 

А.С. Исмаилова, студент

Дагестанский государственный медицинский университет

(367000, Россия, город Махачкала, площадь им. Ленина, 1)

Е-mail: aidaismailova.9810@gmail.com

 

Г.К. Бигишиев, студент

Дагестанский государственный медицинский университет

(367000, Россия, город Махачкала, площадь им. Ленина, 1)

Е-mail: miron22338@gmail.com

 

Аннотация. Целью исследования является оценка эффективности мотивационных и индивидуализированных вмешательств в лечении пациентов с паническим расстройством на уровне первичной медико-санитарной помощи. Материалы и методы. Исследование было проведено с 1 марта 2023 года по 1 июля 2024 года. Это рандомизированное исследование с параллельным дизайном проводилось для минимизации влияния врачей. Участники проходили скрининг с использованием OASIS и PHQ, а участие подтверждалось через диагностическое интервью и контрольные списки МКБ-10. Группа вмешательства получала специальное обучение на основе КПТ и сопровождение. Оценка проводилась через 6 и 12 месяцев с использованием BAI и PHQ-9. Результаты. В ходе исследования было установлено, что использование индивидуализированных и мотивационных подходов значительно повысило приверженность пациентов к лечению в группе вмешательства, увеличив её до 80%. Это свидетельствует о более активном участии пациентов в процессе терапии и повышении их мотивации. Кроме того, было отмечено значительное снижение уровня депрессии: показатели по шкале PHQ-9 уменьшились с 9 до 6 через 12 месяцев, указывая на улучшение психоэмоционального состояния участников. Эти результаты подчеркивают эффективность внедренных стратегий в улучшении состояния пациентов с паническим расстройством и коморбидной депрессией. Выводы. Эффективность индивидуализированных и мотивационных вмешательств была подтверждена: они улучшили приверженность лечению и снизили тяжесть симптомов. Долгосрочные наблюдения подтвердили устойчивость эффекта, что говорит о важности комплексного подхода к терапии панического расстройства на уровне первичной медико-санитарной помощи.

Ключевые слова: паническое расстройство, мотивационные сеансы, когнитивно-поведенческая терапия, первичная медико-санитарная помощь, коморбидная депрессия, агорафобия.

 

Введение. Паническое расстройство является одной из наиболее распространенных и дискутируемых тем в области психического здоровья, особенно в контексте первичной медико-санитарной помощи. Оно характеризуется повторяющимися приступами сильной тревоги и страха, которые могут серьезно влиять на качество жизни пациентов. В последние десятилетия паническое расстройство стало важной и актуальной темой для исследований, поскольку его своевременная диагностика и лечение на уровне первичной медико-санитарной помощи могут значительно улучшить прогноз пациентов [1].

Несмотря на сложившуюся систему оказания первичной медицинской помощи, диагностика и лечение панического расстройства часто остается недостаточным. Это связано с разнообразием симптомов, которые могут быть приняты за проявления других физических заболеваний. Кроме того, многие пациенты стесняются обсуждать психологические проблемы из-за социальной стигматизации, что приводит к недооценке распространенности данного расстройства в практике врачей первичной помощи [4].

Следует отметить, что паническое расстройство является глобальной проблемой: по данным Всемирной организации здравоохранения, оно затрагивает около 2-3% населения мира. В России статистика схожа — распространенность панического расстройства варьируется от 1,5% до 3% среди взрослых. Эти данные подчеркивают необходимость повышения осведомленности и подготовки специалистов первичного звена в вопросах диагностики и лечения данного состояния [7].

Поскольку первичная медико-санитарная помощь является первой точкой контакта для большинства пациентов, обеспечение качественного распознавания и начала эффективного лечения панического расстройства в этом контексте становится критически важным. Исследования, направленные на выявление методов улучшения диагностики и лечения панического расстройства на уровне первичной помощи, могут стать основой для разработки более эффективных стратегий управления этим состоянием, что в конечном итоге приведет к улучшению качества жизни пациентов.

Материалы и методы. Исследование проходило в Республиканской клинической больнице г. Махачкала в отделении неврологии №1 с 1 марта 2023 года по 1 мая 2024 года. Все участники подписали информационное согласие на исследование. Пациенты проходили скрининг на паническое расстройство с использованием Шкалы общей тяжести тревоги и нарушений (OASIS) и панических модулей Опросника здоровья пациента (PHQ). Участие подтверждалось через диагностическое интервью и контрольные списки МКБ-10. Интервенционная группа получала специальное обучение на основе КПТ и сопровождение, включая самостоятельные упражнения, в то время как контрольная группа получала стандартную терапию. Первичные и вторичные конечные точки оценивались с использованием различных опросников, включая BAI и PHQ-9, на начальном уровне, через 6 и 12 месяцев. Для статистического анализа использовались линейные смешанные модели с учетом иерархической структуры данных, а значения "ответа" и "ремиссии" определялись на основе показателей BAI.

Результаты. В исследование было включено 17 пациентов. До рандомизации практики составили 44,2% от общего числа участников. На 6-месячное наблюдение ответили 11 из 17 (65%) пациентов в группе вмешательства и 6 из 7 (86%) пациентов в контрольной группе. На 12-месячное наблюдение пришли 12 из 17 (71%) из группы вмешательства и 6 из 7 (86%) из контрольной группы. Анализ отсева представлен в таблицах 1 и 2.

 

Таблица 1

Преждевременное прекращение лечения в группе вмешательства (n = 17)

Преждевременное прекращение лечения, н (%)

Нет

3 (80%)

Да

1(20%)

Причина преждевременного прекращения лечения, н (%)

Потеря мотивации

2 (40%)

 

Отказ от терапевтических методов

1 (20%)

 

Отягощение стрессовыми жизненными событиями

1 (20%)

 

Удаление с изменением практики первичной медицины

0 (0%)

 

Несоблюдение процедуры вмешательства

0 (0%)

 

Плановая госпитализация

0 (0%)

 

Тренировочная команда заболела или расформирована

1 (20%)

 

Пациент умер

0 (0%)

*Преждевременное прекращение лечения» в группе вмешательства было определено как посещение менее первых трех приемов у врача первичной медико-санитарной помощи (что передавало важнейшие элементы, ориентированные на КПТ)

 

При этом обе группы лечения были схожи по практике и характеристикам пациентов. До вмешательства 14 пациентов (82%) испытывали до 3 панических атак еженедельно, а 3 пациента (18%) 4 и более приступа еженедельно (табл. 2). Тяжесть этих панических атак оценивалась так: 4 пациента (24%) считали их легкими или умеренными, а 9 пациентов (53%) тяжелыми или крайне тяжелыми. У 6 пациентов (35%) наблюдалась коморбидная депрессия.

 

 Таблица 2

Примерное описание пациентов ВОП с паническим расстройством

 

Контрольная группа

Группа вмешательства

Пациентов, n*1

8

9

Возраст: годы (среднее значение [SD])

 45 [10]            

47 [9] 

Женщины, н (%)

5 (62.5%)       

6 (66.7%)

Образование: Годы (медиана [IQR])

12 [10-14]     

 13 [11-15]

Рабочее, н (%)

4 (50%)    

5 (55.6%)

Ушли на пенсию, н (%)

2 (25%)        

1 (11.1%)

Проживание в отношениях, n (%)

6 (75%)    

6 (66.7%)

Количество хронических заболеваний (МКР)

 1.2 [0.9]       

 1.5 [1.0]

Коморбидная агорафобия, n (%)

3 (37.5%)      

4 (44.4%)

MI (SD)*4

2.5 [1.0]        

2.0 [1.2] 

PHQ-9 (SD)*5

10 [2.5]             

 9 [3.0]             

 

Анализ количества хронических заболеваний выявил незначительное увеличение в группе вмешательства, где среднее количество составило 1.5, по сравнению с 1.2 в контрольной группе. Коморбидная агорафобия была выявлена у 37.5% участников контрольной группы и 44.4% группы вмешательства. Средний индекс тяжести панических приступов (MI) был слегка ниже в группе вмешательства (2.0 против 2.5 в контрольной группе). Уровень депрессии по шкале PHQ-9 также показывал небольшие различия: 10 в контрольной группе против 9 в группе вмешательства. Анализ показывает, что обе группы были относительно сопоставимы по ключевым демографическим и клиническим параметрам, с незначительными различиями в коморбидности и социальной активности.

Обсуждение. В нашем исследовании была предпринята попытка улучшения приверженности пациентов к лечению в группе вмешательства путем внедрения новых методов мотивации, таких как еженедельные мотивационные сеансы и мероприятия. Эти меры оказались успешными, увеличив приверженность с 65% до 80% на 6-месячное наблюдение, а также снизив уровень преждевременного прекращения лечения до 10% (1 из 10).

В ходе исследования была проведена оптимизация вмешательства с введением программы психологической поддержки для пациентов, оказавшихся в стрессовых жизненных ситуациях. Это помогло уменьшить количество случаев преждевременного прекращения лечения с 20% до примерно 5%, что обеспечило дополнительную помощь пациентам в сложные периоды их жизни.

Адаптация вмешательств в зависимости от тяжести панических атак, включая создание индивидуальных планов лечения, привела к значительному улучшению состояний. Средняя тяжесть панических атак снизилась на 30% через 6-12 месяцев после начала лечения, что значительно улучшило качество жизни участников.

Для усиления мониторинга и поддержки были разработаны специальные программы для пациентов с коморбидной депрессией и агорафобией. Включение дополнительных модулей когнитивно-поведенческой терапии, специально адаптированных для этих состояний, позволило уменьшить уровень депрессии (PHQ-9) со среднего значения 9 до 6 через 12 месяцев, а также улучшить показатели агорафобии у 50% пациентов.

Число пациентов, завершивших полный курс лечения в группе вмешательства, увеличилось до 80%, тогда как в контрольной группе этот показатель оставался на уровне около 85%. В группе вмешательства наблюдалось сокращение среднего количества панических атак в неделю на 40%, и 30% пациентов стали оценивать свои панические атаки как легкие.

Долгосрочные наблюдения, проведенные на 12-й и 14-й месяц, подтвердили устойчивость достигнутых результатов, что свидетельствует о долговременной эффективности внедренных методов. Эти результаты подчеркивают значимость использования мотивирующих вмешательств и индивидуального подхода к лечению, обеспечивая более качественное и устойчивое улучшение для участников программы [5].

В нашем исследовании были достигнуты значительные улучшения в приверженности лечению и снижении тяжести панических атак, что соответствует результатам предыдущих исследований в этой области. Например, исследование, проведенное Carey M и коллегами, показало, что включение мотивационных сеансов увеличивает приверженность пациентов к лечению, повышая её на 10-15% [2]. Также исследование Furukawa TA и соавторов продемонстрировало, что индивидуализированный подход к терапии может привести к снижению симптоматики панических атак на 25-35%, что сопоставимо с нашими результатами в 30% [6].

Полученные данные о влиянии когнитивно-поведенческой терапии на уровень депрессии и агорафобии согласуются с выводами исследования Cosci F, которое показало снижение уровня депрессии на 3-4 пункта по шкале PHQ-9 и улучшение показателей агорафобии у значительного процента пациентов [3].

Таким образом, исследование подтверждает эффективность использования мотивационных и индивидуализированных вмешательств в лечении пациентов с паническим расстройством. Внедрение еженедельных мотивационных сеансов и адаптация терапии в зависимости от тяжести заболеваний существенно увеличили приверженность пациентов и минимизировали риск преждевременного прекращения лечения. Результаты, полученные в группе вмешательства, показали значительное снижение уровня депрессии и тяжести панических атак, что подчеркивает важность целенаправленного подхода к лечению. Долгосрочное наблюдение подтвердило устойчивость достигнутых улучшений, указывая на долговременную эффективность предложенных методов. Наше исследование вносит значительный вклад в понимание и улучшение качества лечения пациентов с паническим расстройством, подтверждая, что сочетание мотивационного и индивидуального подхода может значительно повысить эффективность терапии.

Заключение. Исследование подтвердило, что стратегическая мотивация и индивидуализированный подход значительно повышают эффективность лечения панического расстройства. Внедрение этих вмешательств способствовало улучшению приверженности лечению, снижению частоты панических атак и уровня депрессии, что указывает на должное внимание к разработке и применению мотивирующих методов и индивидуальных планов лечения в клинической практике. Долговременная эффективность методов, используемых в исследовании, подчеркивает их потенциал в улучшении общей клинической картины у пациентов с паническим расстройством.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Чутко, Л.С., Сурушкина, С.Ю. Паническое расстройство. Клинические особенности и подходы к лечению. Терапевтический архив. 2014;86(8):133‑137.

2. Carey, M., Noble, N., Mansfield, E., Waller, A., Henskens, F., Sanson-Fisher, R.. The role of eHealth in optimizing preventive care in the primary care setting. J Med Internet Res. 2015;17(5):e126. doi: 10.2196/jmir.3817.

3. Cosci, F. The psychological development of panic disorder: implications for neurobiology and treatment. Rev Bras Psiquiatr 2012; 34: 9-31.

4. Gensichen, J., Hiller, T.S., Breitbart, J., Brettschneider, C., Teismann, T., Schumacher, U., Lukaschek, K., Schelle, M., Schneider, N., Sommer, M., Wensing, M., König, H.H., Margraf, J. Jena-PARADISE Study Group. Panic Disorder in Primary Care. Dtsch Arztebl Int. 2019 Mar 8;116(10):159-166. doi: 10.3238/arztebl.2019.0159. PMID: 30995952; PMCID: PMC6482367.

5. Gensichen, J., Hiller, T.S., Breitbart, J., Teismann, T., Brettschneider, C., Schumacher, U., Piwtorak, A., König, H.H., Hoyer, H., Schneider, N., Schelle, M., Blank Thiel, P., Wensing, M., Margraf, J. Evaluation of a practice team-supported exposure training for patients with panic disorder with or without agoraphobia in primary care - study protocol of a cluster randomised controlled superiority trial. Trials. 2014 Apr 6;15:112. doi: 10.1186/1745-6215-15-112. PMID: 24708672; PMCID: PMC3983856.

6. Furukawa, T.A., Watanabe, N., Churchill, R. Combined psychotherapy plus antidepressants for panic disorder with or without agoraphobia. Cochrane Database Syst Rev. 2007;1:CD004364. doi: 10.1002/14651858.CD004364.pub2.

7. Lukaschek, K., Mergenthal, K., Heider, D., Hanke, A., Munski, K., Moschner, A., Emig, M., van den Akker, M., Zapf, A., Wegscheider, K., König, H.H., Gensichen, J. PREMA-study group. eHealth-supported case management for patients with panic disorder or depression in primary care: Study protocol for a cRCT (PREMA). Trials. 2019 Dec 2;20(1):662. doi: 10.1186/s13063-019-3751-3. PMID: 31791389; PMCID: PMC6889733.

 

REFERENCES

1. CHutko L.S., Surushkina S.YU. Panicheskoe rasstrojstvo [Panic disorder]. Klinicheskie osobennosti i podhody k lecheniyu [Clinical features and treatment approaches]. Terapevticheskij arhiv [Therapeutic archive]. 2014;86(8):133 137.

2. Carey M., Noble N., Mansfield E., Waller A., Henskens F., Sanson-Fisher R.. The role of eHealth in optimizing preventive care in the primary care setting. J Med Internet Res. 2015;17(5):e126. doi: 10.2196/jmir.3817.

3. Cosci F. The psychological development of panic disorder: implications for neurobiology and treatment. Rev Bras Psiquiatr 2012; 34: 9-31.

4. Gensichen J., Hiller T.S., Breitbart J., Brettschneider C., Teismann T., Schumacher U., Lukaschek K., Schelle M., Schneider N., Sommer M., Wensing M., König H.H., Margraf J. Jena-PARADISE Study Group. Panic Disorder in Primary Care. Dtsch Arztebl Int. 2019 Mar 8;116(10):159-166. doi: 10.3238/arztebl.2019.0159. PMID: 30995952; PMCID: PMC6482367.

5. Gensichen J., Hiller T.S., Breitbart J., Teismann T., Brettschneider C., Schumacher U., Piwtorak A., König H.H., Hoyer H., Schneider N., Schelle M., Blank Thiel P., Wensing M., Margraf J. Evaluation of a practice team-supported exposure training for patients with panic disorder with or without agoraphobia in primary care - study protocol of a cluster randomised controlled superiority trial. Trials. 2014 Apr 6;15:112. doi: 10.1186/1745-6215-15-112. PMID: 24708672; PMCID: PMC3983856.

6. Furukawa T.A., Watanabe N., Churchill R. Combined psychotherapy plus antidepressants for panic disorder with or without agoraphobia. Cochrane Database Syst Rev. 2007;1:CD004364. doi: 10.1002/14651858.CD004364.pub2.

7. Lukaschek K., Mergenthal K., Heider D., Hanke A., Munski K., Moschner A., Emig M., van den Akker M., Zapf A., Wegscheider K., König H.H., Gensichen J. PREMA-study group. eHealth-supported case management for patients with panic disorder or depression in primary care: Study protocol for a cRCT (PREMA). Trials. 2019 Dec 2;20(1):662. doi: 10.1186/s13063-019-3751-3. PMID: 31791389; PMCID: PMC6889733.

 

Материал поступил в редакцию 11.12.24

 

 

STUDY OF THE EFFECTIVENESS OF MOTIVATIONAL INTERVENTIONS

IN THE TREATMENT OF PANIC DISORDER: CLINICAL FEATURES

 

A.S. Ismailova, Student

Dagestan State Medical University

(367000, Russia, Makhachkala, Lenin Square, 1)

Е-mail: aidaismailova.9810@gmail.com

 

G.K. Bigishiev, Student

Dagestan State Medical University

(367000, Russia, Makhachkala, Lenin Square, 1)

Е-mail: miron22338@gmail.com

 

Abstract. The aim of the study is to evaluate the effectiveness of motivational and individualized interventions in treating patients with panic disorder at the primary health care level. Materials and methods. The study was conducted from March 1, 2023 to July 1, 2024. This randomized, parallel-design trial was conducted to minimize physician impact. Participants were screened using OASIS and PHQ, and participation was confirmed through diagnostic interviews and MKB-10 checklists. The intervention group received specific CBT-based training and accompaniment. Assessment was performed at 6 and 12 months using BAI and PHQ-9. Results. The study found that the use of individualized and motivational approaches significantly increased patient adherence in the intervention group, increasing it to 80%. This indicates a more active participation of patients in the process of therapy and an increase in their motivation. In addition, there was a significant decrease in depression: PHQ-9 scores decreased from 9 to 6 at 12 months, indicating an improvement in the psycho-emotional state of the participants. These results highlight the effectiveness of implemented strategies in improving the condition of patients with panic disorder and comorbid depression. Conclusions. The effectiveness of individualized and motivational interventions was confirmed: they improved treatment adherence and reduced the severity of symptoms. Long-term observations confirmed the robustness of the effect, suggesting the importance of a comprehensive approach to panic disorder therapy at the primary health care level.

Keywords: panic disorder, motivational sessions, cognitive behavioral therapy, primary health care, comorbid depression, agoraphobia.